Олесь Янчук на фоне афиши своего фильма

Украинское кино славит Петлюру на американские деньги

Ще не вмерла Україна...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

К премьере полнометражного игрового фильма Олеся Янчука «Тайный дневник Симона Петлюры», состоявшейся 6 сентября, украинские власти готовились основательно. 

Ещё в апреле рекламу фильму о главном атамане войска УНР сделал Гройсман, сообщивший на своей странице в Facebook, что картина уже снята и государство выделило на неё более 22 миллионов гривен. Это была, однако, лишь половина производственных затрат; вторую половину добавили американцы (Український конгресовий комітет Америки).

В августе, подогревая интерес к выходу картины, Гройсман снова напомнил о «Тайном дневнике», а в больших городах, особенно в Киеве, появились рекламные конструкции с афишами будущей премьеры. Фильм, который ещё никто не видел, принялись расхваливать официальные СМИ – «Урядовий Кур'єр», Укринформ. Не обошлось без скандалов. Перед премьерой в Запорожье у двух кинотеатров афишу фильма облили красной краской, по поводу чего глава украинского Госкино Филипп Ильенко даже пригрозил обращением в МВД и СБУ. 

Премьерным показом фильма в 155 кинотеатрах были охвачены все крупные города Украины. Создать ажиотаж, правда, не удалось; критика была сдержанной: с полдесятка осторожно-хвалебных рецензий – и всё. 

Если верить фильму, в Париже Петлюре не нравилось. Фото planetakino.ua

Если верить фильму, в Париже Петлюре не нравилось. Фото planetakino.ua

Дело в том, что фильм вышел удручающе затянутым. Два часа экранного времени главный герой ведёт свой дневник (его составили авторы сценария), вспоминает события 1917-1921 годов, потом Петлюру убивают, затем долго судят застрелившего его Самуила Шварцбарда, потом убийце повсюду мерещится его жертва, а дочка Петлюры плачет и носит цветы на отцовскую могилу.

Важное место в «Тайном дневнике» занимает гражданская война («Перші визвольні змагання»). Фильм насыщен батальными сценами, снятыми бедно и плохо: какие-то ряженые куда-то бегут, кричат: «Слава!», падают, картинно разворачиваясь к зрителю. Так же картинно красноармейцы убивают юного адъютанта Петлюры…

Актёрам, приглашённым в этот фильм, можно искренне посочувствовать – им нечего играть. Это относится практически ко всем персонажам. Петлюра большую часть экранного времени бродит по Парижу с печальным выражением лица и маской страдания (это должно читаться как боль о потерянной Украине). Нет жизни и в других героях; дочь Петлюры, например, запомнится зрителю лишь пышными кудрями да фразой: «Ты самый лучший папа на свете».

Кинематографические Петлюра и его дочь. Фото vidia.ua

Кинематографические Петлюра и его дочь. Фото vidia.ua

Ещё один бич этой киноподелки – её липкий, приторный пафос. То петлюровцы хором поют «Ще не вмерла Україна», то Винниченко, бывший глава Директории УНР, пускает слезу и выразительно произносит: «Прости меня, Симон…»

Киношные «враги Украины» (белый генерал Бредов - чванливый дурак; красный комбриг Котовский - злобный дегенерат; красный командир, расстреливающий петлюровцев) сливаются в сплошное пятно манекенов, действия которых лишены всяких мотивов. Янчук и его помощники по написанию сценария вымучивали своего Петлюру шесть лет, но скованные жёстким идеологическим заданием сделать вымышленных героев подобием живых людей не смогли. 

Два слова о режиссёре Олесе Янчуке. Если в советское время его дипломной работой был фильм «Случай в ресторане» по рассказу Василия Шукшина, то после 1991 года он стал выпускать один за другим фильмы «Голод-33» (о «голодоморе»), «Непокорённый» (о Шухевиче), «Атентат: Осеннее убийство в Мюнхене» (о Бандере), «Владыка Андрей» (о митрополите-униате Шептицком), «Железная сотня» (об УПА*). Это кино – «из всех искусств важнейшее» – творило новую украинскую идеологию, предваряло и готовило государственный переворот 2014 года.

Сразу после переворота Янчук был назначен директором киностудии им. Довженко. Он говорит, что слово «националист» имеет для него только положительное значение, а свой «Тайный дневник» называет «фильмом-предупреждением» для современной Украины.

О чём грустит режиссёр «Тайного дневника» Янчук на фоне афиши своего фильма? Фото shpalta.media

О чём грустит режиссёр «Тайного дневника» Янчук на фоне афиши своего фильма? Фото shpalta.media

Соавтором Янчука в киносценарии о Петлюре выступил Михаил Шаевич (в прошлом выпускник ВГИКа, работавший вторым режиссёром на съёмках таких знаменитых советских картин, как «В бой идут одни старики», «Рождённая революцией», «Полёты во сне и наяву»). Сегодня Шаевич – ещё один наглядный образец группового перерождения украинской «творческой» интеллигенции. 

Подводя итог, остаётся сказать, что плодом шестилетних трудов Янчука и Шаевича стала зубодробильно плоская, с точки зрения историка, киноверсия «украинской революции», где главной фигурой представлен Петлюра, изображённый «самым человечным человеком», любящим отцом и ещё, заметьте эту деталь, большим другом еврейского народа (расстреливает атамана, устроившего проскуровский погром). 

Какой бы ни была прокатная судьба «Тайного дневника Симона Петлюры», фильм уверенно продолжил линию украинского «патриотического» кино, которое (не парадокс ли?), развиваясь под катком «декоммунизации», следует ленинскому принципу «кино – важнейшее из искусств». С коренным, правда, отличием от кино советских лет: если в Союзе снимали хорошее кино, то на Украине сегодня штампуют плохое. 

* Запрещена на территории Российской Федерации; в Польше действия УПА против польского населения квалифицируются как геноцид.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться