Хохштейн и Порошенко

Уже в 2020 году Украина потеряет контроль над транзитом газа

Американцы и англичане захватывают контроль над ГТС Украины

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

О том, что Запад не собирается отказываться от планов, связанных с Украиной, ясно свидетельствует состояние украинской энергетики: в атомной отрасли США уже полностью контролируют постепенный переход АЭС на топливо Westinghouse и строительство хранилищ отработанных топливных сборок. Однако этим дело не ограничивается. Одна из основных целей, на которую работают эмиссары «глубинного государства», – получение контроля над транзитом газа через территорию Украины в Европу. 

С момента назначения закрытым постановлением правительства Гройсмана от 22 ноября 2017 года нового состава наблюдательного совета директоров Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» дело движется успешно. Из семи членов этого совета четверо – иностранцы; возглавляет совет Клэр Споттисвуд (Clare Spottiswoode), в далёких 90-х работавшая председателем регуляторного органа Великобритании по вопросам газоснабжения, а ныне руководящая компанией Gas Strategies, которая занята консультированием и подготовкой руководящих кадров по программе «глобальной газовой и СПГ-индустрии». 

В Киеве миссис Споттисвуд трудится над перехватом управления нефтегазовым сектором Украины под вывеской его реформирования. Членом наблюдательного совета директоров НАК «Нафтогаз України» является и Амос Хохштейн (Amos Hochstein), специальный представитель США по международным энергетическим вопросам, бывший помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам (при президенте Бараке Обаме). И Споттисвуд, и Хохштейн действуют напористо, но без огласки. Лишь несколько решений наблюдательного совета директоров НАК «Нафтогаз України» были оглашены: о премиальных $46,3 млн «за победу в Стокгольмском арбитражном суде»; о рекомендации руководству по поводу привлечения услуг транснациональной корпорации PricewaterhouseCoopers (штаб-квартира в Лондоне) «для ускорения отделения оператора ГТС»; о «дорожной карте» т. н. анбандлинга – разделения транспортировки и хранения газа.

Эта «дорожная карта» заслуживает отдельного внимания. В ней и кроется схема перехвата Западом контроля над украинским транзитом: оператор «Магистральные трубопроводы Украины» не будет входить в состав группы компаний «Нафтогаз», ему поэтапно будут переданы газотранспортные активы (ГТС). PricewaterhouseCoopers займётся одним из этапов – сначала в «Укртрангазе» будет создан отдельный филиал, которому передадут газотранспортную систему, потом этот филиал получит статус юридического лица в составе НАК «Нафтогаз України», а затем, после окончания контракта с российским «Газпромом», оператор ГТС будет вынут из структуры «Нафтогаза».

Согласно «дорожной карте», оговорённой специальным меморандумом между наблюдательными советами НАК «Нафтогаз України» и ПАО «Магистральные трубопроводы Украины» (здесь тоже рулят иностранцы), анбандлинг завершится 1 января 2020 года – с этого момента транзит газа будет считаться полностью выделенным из группы компаний «Нафтогаз». Новым оператором, в руки которого передадут ГТС, станут «Магистральные трубопроводы Украины». С 2020 года транзит газа через Украину можно будет полностью контролировать из-за рубежа.

В меморандуме сказано, что до конца 2019 года компания «Магистральные трубопроводы Украины» не станет проявлять активности как оператор ГТС, а все ключевые решения по поставщикам газа и потенциальным инвесторам будут приниматься после консультаций с наблюдательным советом НАК «Нафтогаз України» (то есть с Амосом Хохштейном и Клэр Споттисвуд). Похоже, американцев и англичан не отпускают опасения, что в процессе анбандлинга Украина всё же может «соскочить» и заблокировать план перехвата контроля над транзитом газа. 

Украинская газотранспортная система – курица, несущая золотые яйца. Даже при снижении её загрузки после 2019 года, когда закончатся или будут расторгнуты контракты с «Газпромом», те представители украинской власти и бизнеса, которые сидят на трубе, при трубе и у трубы, могут посчитать, что этим их личное благополучие обеспечено, а потому анбандлинг может вылиться в борьбу за сохранение контроля над оператором ГТС украинскими олигархами, включая их попытки договориться с Россией. Запад это предусмотрел, укрепив иностранцами наблюдательный совет ПАО «Магистральные газопроводы Украины» – из пяти директоров всего один имеет украинский паспорт. Однако впереди – выборы, смутное время, в рейтингах лидирует «газовая принцесса» Юлия Тимошенко, которая уже пообещала вообще ликвидировать НАК «Нафтогаз України» и всё, что до сих пор успешно создавали Амос Хохштейн и Клэр Споттисвуд.

«Для правления этой коррумпированной продажной власти осталось полгода. Через полгода первое, что мы сделаем, – ликвидируем «Нафтогаз» как ненужного посредника. А также, если «Нафтогаз» создаст другие посреднические структуры, а он сейчас планирует это сделать для продажи природного газа украинцам… Всё это будет ликвидировано», – заявила Тимошенко избирателям.

В «Нафтогазе» всполошились. Главная опасность, которая сейчас исходит от Юлии Владимировны, – шум вокруг проекта перехвата контроля над украинским транзитом. В этом вопросе Тимошенко разбирается, она отлично понимает, чем заняты иностранные директора в наблюдательных советах НАК «Нафтогаз України» и ПАО «Магистральные газопроводы Украины». А лишняя суета вокруг судьбы украинской ГТС совершенно не нужна – перед выборами этот вопрос рискует стать таким же чувствительным, как продажа украинских чернозёмов.

Возможность полностью контролировать транзит газа через Украину для Амоса Хохштейна и иже с ним ценна не сама по себе, а в рамках стратегии вывода СПГ США на европейский рынок и некоторые постсоветские страны. Поэтому для тех, кто сегодня занят планом захвата ГТС Украины, важно сохранить существующий в Киеве режим. Исходя из этого и имеет смысл строить прогнозы в отношении будущих президентских выборов.

Что случится с ГТС Украины после того, как наступит 1 января 2020 года, уже не будет зависеть от Киева. Возможно, украинская стратегия Амоса Хохштейна предусматривает на несколько лет обеспечение страны российским газом, выданным за «транзит», – пока младоевропейцы не перейдут на американский СПГ из Хорватии и Польши (терминал на острове Крк планируется ввести в строй в ближайшие два года, а СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце уже построен). Дальше Украине наверняка придётся оказаться в компании стран «Троеморья» и покупать СПГ у Польши или Венгрии. Так выглядит диверсификация по-американски. Политический контроль США подразумевает полную энергетическую зависимость Украины от её американской метрополии. Ничего другого ожидать не стоит.