Бочки с водой в селе Кодема (Донбасс). Фото Sveriges Radio

Sveriges Radio: острейшая проблема Донбасса – питьевая вода

Местные жители: «В ЕС есть вода, а здесь её нет»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Йеспер Линдау (Jesper Lindau), корреспондент шведской общественной радиовещательной компании Sveriges Radio,  посетил прифронтовое село Кодема на востоке Украины (часть, подконтрольная Киеву), где смог своими глазами увидеть, в каких условиях живут простые люди Донбасса, оставшиеся в зоне вооружённого конфликта. О своём путешествии он рассказал в статье, опубликованной на сайте Sveriges Radio. 

Местные жители уже устали от западных журналистов: Европа ничего не делает, в то время как их жизнь – это постоянная борьба за тепло, электричество, еду и питьевую воду. И хотя ООН и другие гуманитарные организации пытаются что-то предпринимать для 2,3 миллиона человек, которые нуждаются во всём этом, не всегда получается помочь всем. Самые большие проблемы в прифронтовых населённых пунктах с питьевой водой, отмечает Sveriges Radio.  

«Нас бы устроила и холодная вода. Мы бы могли её нагреть. Хуже всего то, что я не могу унести много, когда привозят воду», – жалуется корреспонденту 80-летняя жительница села Вера. 

Воду привозят раз в неделю и разливают в большие голубые ёмкости, которые стоят на улицах. Раньше воду подвозили к каждому дому и люди набирали её в свои бочки, теперь за водой нужно ходить самому. В новых ёмкостях есть кран, чтобы удобно было воду наливать. Только вот не учли, что наступает зима и уже сейчас вода в кранах замерзает. 

Вера поджигает бумагу и устраивает маленький костёр, чтобы растопить воду в кране, но это плохо помогает. А ветер в степи пронизывающий, старенькая Вера сильно мёрзнет. Вся её жизнь сегодня – это постоянная борьба. За тепло, электричество, еду и питьевую воду, которую нужно с большим трудом  принести в дом. 

Пять лет назад в домах было централизованное водоснабжение, но обстрелы повредили водопровод, с тех пор воды нет. Впрочем, проблемы с водой не только из-за войны – водопроводной системе почти 70 лет, последние лет тридцать её никто не ремонтировал, так что война лишь усугубила проблему, отмечает Sveriges Radio. 

Другой житель села, которого все зовут просто Михалыч, также безуспешно пытается отогреть кран, чтобы набрать воды. После нескольких попыток он решает ждать, когда привезут воду в следующий раз. 

 «Ничего не поделать, когда-нибудь всё образуется. А вода – ну что вода, главное, чтобы перестали стрелять», – философски говорит Михалыч. 

В прифронтовые районы воду всё чаще приходится подвозить на грузовиках, а ведь там живут в основном пожилые люди, которым нужна помощь.

«Из-за отсутствия воды люди отсюда бегут, особенно молодые. Как будет существовать семья, если нет воды? И это впридачу ко всем остальным проблемам. Нет школ, нет детских садов, нет работы для молодёжи, поэтому они и уезжают. За время войны сбежали почти все. В сёлах не остаётся людей. Пожилые умирают, а молодые переезжают в города», – рассказывает Валентина, продавец в киоске. 

Далее Йеспер Линдау отправляется к властям села, в двухэтажное здание у дороги, окна которого выходят на бесконечные поля. 

Там женщины сетуют, что устали от любопытства европейцев, которые только болтают и задают вопросы о воде, а воды всё равно нет. «В ЕС есть вода, а здесь её нет», – говорит одна из них. 

На другом конце села находится маленькая больница, в ней работает такая же маленькая медсестра Анна. Ей около 30 лет, и она очень миниатюрная. В крошечной приёмной – два ряда старых стульев из кинотеатра. В кабинете медсестры на полках аккуратно расставлены заполненные от руки медицинские карточки, рассказывает Линдау. 

«Все уже привыкли, воды нам не хватает давно. Но мы всё равно тут как-то выживаем. Бурят скважины. Питьевой воды там, конечно, не будет, но люди хотя бы смогут мыть посуду, стирать и поливать огороды. А для питья – только вода из этих больших голубых бочек. Если её перестанут привозить, будет полная катастрофа», – считает Анна.  

В Кодеме живут 200-300 человек, сколько именно, она не знает, ведь многие уехали. В селе 20 детей. 

Нехватка воды на фоне войны здоровье людей не улучшает. 

«Люди всё время в состоянии сильного стресса, это сказывается на здоровье. Из-за страха у них поднимается давление, повышается риск инсультов и инфарктов. Особенно когда стреляет артиллерия, да и во время любых перестрелок. Люди не знают, что им делать – выбегать на улицу, оставаться в доме или спускаться в подвал. И,  помимо всего этого, они ещё с трудом добывают чистую питьевую воду», – жалуется Анна. 

А на другом конце села в холодном доме мёрзнут 80-летняя Вера, её дочь Света и подруга Люда. 

Они часто спят в подвале. Там, внизу, есть кровати для всех. Но там очень холодно, заканчивает свой репортаж о поездке в Донбасс Линдау. 

В ДНР и ЛНР корреспондент Sveriges Radio не поехал. Как ни старался он быть объективным, указывая среди причин острейшего дефицита воды на востоке Украины не только вооружённый конфликт, но и крайнюю изношенность коммуникаций и отсутствие ремонтов, непредвзятого репортажа не вышло. Читатели и слушатели так и не узнали, как живут люди по другую сторону линии фронта в Донбассе.

Соб. корр. ФСК