Провокация Украины в Керченском проливе

The Washington Post: возможна ли полномасштабная война между Россией и Украиной?

В мировой политике морские споры занимают видное место

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

The Washington Post, одна из самых популярных американских газет, издаваемых в Вашингтоне, попыталась спрогнозировать вероятность войны между Россией и Украиной, пригласив в редакцию экспертов проекта Issue Correlates of War (ICOW) — профессоров Пола Хенсела (Университет Северного Техаса) и Сару Митчелл (Университет Айовы).

Столкновения в Керченском проливе между Россией и Украиной 25 ноября и введение ограниченного военного положения на Украине вызывают озабоченность по поводу эскалации войны. В российско-украинских отношениях на повестке дня есть несколько дипломатических вопросов, и понимание этих спорных моментов может помочь прояснить, какими последствиями чревата эта эскалация. Исследования экспертов проекта ICOW показывают, что морские споры, связанные с территориальными и этническими претензиями, чреваты более высокой опасностью возникновения войны, пишет The Washington Post. 

Пол Хенсель и Сара Митчелл, работая над проектом ICOW, проанализировали 1256 территориальных споров между парами стран в период между 1816-2001 гг. Была разработана система критериев, по которым можно судить о степени вероятности  перерастания взаимных претензий в  полномасштабную войну. Эксперты отметили, что взаимные притязания между странами чаще всего касаются не сухопутных территорий, а морских. 

Сара Митчелл отметила, что аннексия Россией Крымского полуострова в 2014 году является интересным случаем по многим причинам. Это первый с 1970-х годов успешный «захват» территории в эпоху сокращения числа территориальных споров. Однако, удивляется профессор, за пределами Крыма Россия не использовала стратегию территориального захвата для поддержки всех этнических русских, проживающих на Украине. 

«При этом после Второй мировой войны число морских конфликтов между странами во всём мире увеличилось. Конфликт в Керченском проливе демонстрирует, как неурегулированные морские споры повышают опасность возникновения территориальных проблем и проблем национальной идентичности – а также эскалации до уровня насилия конфликтов, связанных с наличием притязаний в более чем одной сфере». 

Эксперты подробно разбирают историю морского спора по поводу установления границ в Чёрном и Азовском морях и вспоминают конфликт 2003 года вокруг острова Тузла в Керченском проливе, который тогда был благополучно разрешён.  

Но на самый главный вопрос, заданный The Washington Post – какова вероятность войны между Россией и Украиной в будущем,  эксперты дают неутешительный ответ: «Этот морской конфликт особенно опасен тем, что он имеет много измерений – речь идёт не только о море». 

«Россия и Украина противоборствуют по многим дипломатическим вопросам. Сюда относятся и претензии, связанные с демаркацией границ в Азовском море (с 1993 года), территориальная претензия Украины, протестующей против контроля России над Крымом (с 2014 года), и основанная на национальном признаке претензия России, протестующей против того, как обращаются на Украине с этническими русскими (с 1991 года). Исследование в рамках проекта ICOW показывает, что многоплановые конфликты с большей долей вероятности перерастают в вооружённые», – прогнозируют американские аналитики.

Эксперты отмечают, что опасность войны также высока, поскольку претензии, связанные с оспариваемыми морскими границами, теперь связаны и с территориальными претензиями на Крым – самой «милитаризованной» проблемой в базе данных проекта ICOW. Значение Севастополя для Черноморского флота в сочетании с опасениями того, что в этом районе будут действовать корабли НАТО, «усилили притязания России на территорию Крыма». 

Впрочем, Сара Митчелл считает, что всё ещё остаются возможности для мирного урегулирования конфликта. Среди факторов, которые могут остановить военный конфликт и заставить стороны сесть за стол переговоров, они называют «превосходство России над Украиной в военном плане» и «словесную поддержку Украины государствами-членами НАТО и Евросоюза».  

«Однако, согласно проводимым в рамках проекта ICOW исследованиям, риски перерастания конфликта в этом регионе в войну останутся высокими. Наша работа позволяет предположить, что если морские претензии связаны с территориальными претензиями и историческими прецедентами милитаризации, они чреваты возникновением неблагоприятных ситуаций в плане безопасности», – подвели итог эксперты. 

Между тем секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов уже поспешил заявить ВВС о подготовке нового прохода  кораблей украинских ВМС через Керченский пролив. «Я считаю, что с этим вопросом нельзя медлить. Мы предлагаем и нашим партнёрам принять участие в этом проходе из украинских черноморских портов в украинские порты на Азовском побережье. Будем приглашать представителей ОБСЕ и других международных организаций, чтобы они присутствовали на наших кораблях, для того, чтобы доказать всему миру, что Украина и ее моряки не нарушают никаких законов и международных правил», – заявил этот деятель. То есть теперь украинское руководство ставит целью втянуть в очередную провокацию в Чёрном море ОБСЕ и  страны, которые киевский режим считает своими партнёрами в противостоянии с Россией. Очевидно, Киев возлагает надежды на «словесную поддержку Украины государствами-членами НАТО и Евросоюза».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться