Строительство газопровода "Северный поток-2"

ЕС и «Северный поток - 2» – разрядка напряжённости или временный компромисс?

Евросоюз грозит перенести дискуссию о газопроводе в политическое русло

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одобренный комитетом постоянных представителей государств-членов Европейского союза (COREPER) проект поправок к Газовой директиве ЕС носит компромиссный характер по отношению к проекту сооружения газопровода «Северный поток - 2». Документ не блокирует реализацию проекта, но он способен удлинить процедуру согласования его параметров. Это может существенно затянуть процесс запуска трубопровода и вынудить российскую сторону профинансировать строительные работы за свой счёт.

Как сообщила пресс-служба Совета Европейского союза, «правила рынка газа ЕС будут применяться к трубопроводам, приходящим из третьих стран».

Согласно принятому документу, переговоры о строительстве морских газопроводов c третьими странами и формат применения к таким проектам стандартов ЕС будут определяться тем государством, на территории которого находится пункт получения газа. В случае с трубопроводом «Северный поток - 2» это Германия. Новые правила повышают требования к газопроводу и могут сделать его строительство более дорогостоящим, но не угрожают реализации проекта, заявляют источники в штаб-квартире ЕС в Брюсселе.

Соответствующее решение было принято 8 февраля на заседании COREPER на основе компромисса между Германией и Францией (последняя ещё накануне собиралась голосовать за предоставление Евросоюзу права заблокировать проект «Северный поток - 2»). 

По данным Süddeutsche Zeitung, позицию Берлина в споре с оппонентами проекта разделяют такие государства, как Нидерланды, Бельгия, Австрия, Греция и Кипр. Кроме того, строительство газопровода поддерживает не входящая в ЕС, но координирующая с ним свою энергетическую политику Норвегия. Её правительству принадлежат 30% акций одного из подрядчиков проекта норвежской компании Kvaerner.

«"Северный поток - 2" внесёт вклад в стабилизацию поставок газа в Европу» – так министр экономики ФРГ Петер Альтмайер сформулировал главный аргумент немецкой стороны.

Германо-французский компромисс изменил текст поправок в газовую директиву ЕС в части, которая затрагивает газопровод «Северный поток - 2» и была подготовлена Румынией. В новой редакции указывается, что государство Евросоюза, на территории которого находится первый пункт соединения газопровода из третьей страны с газотранспортной системой страны-члена ЕС, сможет решать, выдавать ли для такого проекта исключения из-под действия норм Газовой директивы ЕС. В румынской редакции поправок правом выдачи подобных исключений наделялась Еврокомиссия. Теперь же Германия сможет самостоятельно решать вопрос предоставления проекту исключений, иными словами – вести переговоры о применении Газовой директивы ЕС конкретно к данному проекту. В противном случае «Газпром» был бы вынужден отказаться от функций оператора газопровода и мог бы использовать его лишь на 50% спроектированной пропускной мощности.

По оценкам большинства европейских экспертов, в принятом виде поправки к Газовой директиве ЕС не позволят Брюсселю блокировать строительство газопровода, но способны создать неопределённость для инвесторов, в частности в вопросе сроков окупаемости проекта. Так или иначе, принятая комитетом редакция поправок несёт существенные риски для российского проекта.

Во-первых, если «Северный поток - 2» будет построен после даты вступления поправок в силу, он не сможет получить исключения по упрощенной процедуре из Третьего энергопакета ЕС, предусматривающего разделение владельца трубы и поставщика газа, а также предоставление третьим лицам доступа к мощностям газопровода. Вместо этого Германии и России придётся заключать специальное соглашение о правовом режиме газопровода, для чего Берлин, в свою очередь, должен будет получить разрешение Еврокомиссии на такие переговоры, запросив его не позднее чем за пять месяцев до их начала. Брюссель должен дать ответ за 90 дней, но может запросить дополнительную информацию, после получения которой отсчёт дней начнётся заново. Аналогичная процедура была применена к газопроводу Opal, когда Еврокомиссия более двух лет затягивала выдачу для него исключений из Третьего энергопакета, блокируя полную загрузку системы «Северный поток - 1».

Во-вторых, даже в нынешней компромиссной редакции поправок присутствует положение, согласно которому Еврокомиссия может вообще не дать разрешения Германии на переговоры по правовому статусу газопровода «Северный поток - 2». Это произойдёт в том случае, если исполнительный орган ЕС решит, что подобные переговоры «могут повредить функционированию внутреннего рынка газа, конкуренции или безопасности поставок». Одновременно Еврокомиссия должна будет получать отчёты о ходе переговоров и может настоять на участии в них своего представителя. И это притом, что из текста директивы исключён ещё более жёсткий пункт, позволявший Еврокомиссии выпускать инструкции по проведению переговоров и утверждать их итоги.

В-третьих, учитывая раскол в ЕС по проекту «Северный поток - 2» и в целом по перспективам сотрудничества с Россией в энергетической сфере, существует вероятность того, что поправки так и не будут приняты на уровне всего Евросоюза до майских выборов в Европарламент. 

В Брюсселе, правда, сохраняют оптимизм по поводу сроков дальнейшего рассмотрения поправок. По данным The Bloomberg, Евросоюз рассчитывает закончить разработку новой версии Газовой директивы ЕС не позже конца мая 2019 года.

Сейчас Совет ЕС, Европарламент и Еврокомиссия должны будут прийти к единому мнению по поводу поправок к Газовой директиве ЕС. Итоговый текст должен быть одобрен на министерском уровне квалифицированным большинством голосов. За должны проголосовать как минимум 16 из 28 стран ЕС, которые представляют не менее 65% населения Евросоюза.

Вместе с тем комплекс поправок настолько сложен, что оппоненты строительства газопровода могут потребовать дополнительной правовой экспертизы. Как отметила в феврале консалтинговая компания Arthur D. Little, если проблема нехватки «правовой определённости» в отношении морских газопроводов из третьих стран в ЕС и существует, то поправки её ещё больше запутают. Если же новая редакция поправок не успеет пройти все инстанции ЕС до майских выборов в Европарламент, то поправки вообще не будут приняты до конца 2019 года, то есть до момента, когда газопровод будет достроен и возникнут новые коллизии.

«Время играет на стороне «Газпрома», – говорит аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. – Неизвестно, успеет ли ЕС согласовать возможные изменения в Газовую директиву за время председательства Румынии, поскольку следующая за ней Финляндия не заинтересована в интенсификации процесса внесения поправок, а в конце 2019 года «Северный поток - 2» уже должен быть запущен».

В-четвёртых, не следует недооценивать персональный фактор – новых кандидатов на руководящие посты в Евросоюзе. Так, один из кандидатов на пост главы Еврокомиссии, депутат Европарламента от Германии Манфред Вебер, вопреки позиции правительства своей страны, пообещал, что, в случае если ему удастся возглавить Еврокомиссию, он сделает «все возможное, чтобы остановить» проект «Северный поток - 2». «Это не экономический проект, а чисто политический, который находится в противоречии с интересами Европейского союза, поэтому мы должны его заблокировать», – заявил Вебер. «У нас на данный момент уже есть инструменты для этого… И если я стану главой Еврокомиссии, я еще раз… посмотрю, какие у нас есть еще варианты, чтобы повлиять на этот проект». Он добавил, что, если газопровод «Северный поток - 2» войдёт в строй, он «значительно затронет интересы Украины, а в долгосрочной перспективе повлияет на цену газа для всей Европы».

В-пятых, не приходится сомневаться, что в процесс пересмотра Газовой директивы ЕС применительно к проекту «Северный поток - 2» вмешаются США путём введения санкций против европейских компаний, вовлечённых в процесс сооружения газопровода.

Это ещё больше обострит отношения между США и Европой. Как пишет The Wall Street Journal, действия Германии в защиту проекта «усиливают напряженность в трансатлантических отношениях, которые ухудшаются с тех пор, как к власти пришел Дональд Трамп; в последние месяцы Берлин упорно противостоит давлению со стороны администрации Трампа, которая хочет остановить строительство трубопровода «Северный поток - 2», который увеличит объемы поставок российского газа в Германию».

Другое американское издание, The Washington Post, подчёркивает, что позиция Трампа по газопроводу связана с «продвижением продажи американских энергоносителей [в Европу]». Однако даже в случае введения финансовых санкций США против европейских партнёров проекта «Северный поток - 2» «Газпром» может самостоятельно достроить эту трубу, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов.

В компании-операторе проекта «Северный поток - 2» Nord Stream 2 AG уже разработали альтернативный сценарий на случай неблагоприятного развития ситуации вокруг поправок к Газовой директиве ЕС. По данным The Financial Times, речь может идти о создании отдельной компании для строительства последних 50 километров газопровода при перекачке газа по территории Германии. Новая компания будет владеть и управлять небольшой частью трубопровода, при этом его остальная часть (почти 1200 километров) останется за пределами юрисдикции Евросоюза.

В Брюсселе предупредили, что реализация этого плана «переместит дискуссию из юридического и технического русла в чисто политическое»

Фото: Nord Stream 2