15 декабря американская компания Palantir объявила о продлении на три контракта с французской контрразведкой DGSI (Direction générale de la Sécurité intérieure).
Это соглашение «расширяет партнерство, продолжающееся уже почти десять лет» и «касается поставки собственной программной платформы Palantir, а также услуг по интеграции, поддержке и сопровождению, необходимых для развертывания и оперативного использования программного обеспечения», говорится на официальном сайте компании.
Алекс Карп, соучредитель и генеральный директор Palantir, заявил: «Мы очень гордимся тем, что поддерживаем DGSI в ее важнейшей работе на благо Франции и в борьбе с терроризмом. Продление этого контракта подтверждает приверженность Palantir делу защиты интересов Франции с 2016 года и обеспечению безопасности французского народа».

Как же так получилось, что внутренняя безопасность Франции уже почти десять лет работает на программном обеспечении американской компании с крайне сомнительной репутацией, да еще созданной на деньги ЦРУ?
Сотрудничество Palantir с французской контрразведкой началось в ноябре 2015 года, когда Париж потрясла серия терактов. В отсутствие национальной или европейской программной платформы для интеграции и анализа больших объемов разрозненных данных DGSI обратилось к американской компании, основанной Питером Тилем и Алексом Карпом.
Используемое DGSI программное обеспечение OTDH (Heterogeneous Data Processing Tool) основано на военной версии Palantir, известной как Gotham. Оно позволяет анализировать огромные объемы данных из разрозненных источников, облегчая их перекрестную сверку, приоритизацию и оперативное использование. Разработанное для преодоления барьеров между базами данных, оно в настоящее время составляет основную программную архитектуру DGSI.

Это высокоинтеллектуальная система анализа громадных баз данных (датамайнинга), позволяющая в кратчайший срок сравнить различные, на первый взгляд не связанные между собой, события и вычислить потенциальных террористов.
Первоначальный контракт на сумму 10 миллионов евро, подписанный в 2016 году, был продлён впервые в 2019 году.
«Возобновление контракта с Palantir вновь разжигает дискуссию о зависимости французских институтов от критически важных зарубежных технологий. В разведке эта зависимость не является нейтральной. Она поднимает вопрос об эффективном контроле над инструментом и возможности одностороннего отказа поставщика. В качестве примера часто приводится случай с Украиной, где использование некоторых американских технологий было временно приостановлено.
Компания Palantir гарантирует, что данные, обрабатываемые DGSI, хранятся на выделенных серверах, размещенных во Франции, и доступны только уполномоченным французским агентам. Однако этих технических гарантий недостаточно, чтобы развеять сомнения в истинном суверенитете операций, проводимых с помощью инструмента, код, обновления и общая архитектура которого полностью находятся вне национального контроля», – пишет французское издание L'Essentiel de l'Éco.
Между тем французские айтишники создали своё независимое от американцев решение. Так, при подготовке к Олимпийским играм 2024 года в Париже компания ChapsVision заявила, что разработали не уступающую американской программную платформу для DGSI.
Французские контрразведчики протестировали платформу ChapsVision и пришли к выводу, что «надежность нового инструмента не может быть гарантирована в краткосрочной перспективе без чрезмерного риска».
«В сфере, где ошибки обходятся дорого, императивы суверенитета остаются второстепенными по отношению к императивам преемственности и эффективности», – отмечает L'Essentiel de l'Éco.

«ChapsVision зарекомендовала себя как наиболее часто упоминаемая французская альтернатива. Компания многократно увеличила свои приобретения и инвестиции, структурировала себя для удовлетворения суверенных потребностей и утверждает свою способность заменить американского игрока в критически важных областях. Ее послание простое: у Франции есть инфраструктура, таланты и рынок. Тем не менее DGSI не переходит на эту модель. Это несоответствие выявляет слепое пятно в публичных дебатах: в разведке требуется не просто быть “суверенной”. Это означает быть суверенной без потрясений, без регресса и на уровне почти абсолютного доверия», – пишет французский военный портал OpexNews, недвусмысленно намекая, что французские контрразведчики не доверяют разработке своих соотечественников.
«Суверенитет – это не лозунг; это промышленный путь – долгий, дорогостоящий и зачастую неблагодарный… И национальным игрокам, в первую очередь ChapsVision, придется доказать не только то, что они умеют производить... но и то, что они умеют заменять», – отмечает издание.
Что касается Palantir, то эта фирма была зарегистрирована Питером Тилем в мае 2003 года. Название компании происходит от «палантиров» – магических камней из эпопеи Толкиена, позволяющих увидеть происходящее на расстоянии.
В 2005 году фирма получила первое финансирование от In-Q-Tel – венчурного фонда ЦРУ в размере $2 млн. В том же году ЦРУ заключило первый контракт с Palantir. В 2007 году компания открыла представительство в Фэрфаксе (пригороде Вашингтона, где расположена штаб-квартира ЦРУ), столичный офис возглавил бывший офицер спецслужб Дэвид Уорн.
ЦРУ было единственным заказчиком компании до 2008 года, когда с его разрешения программное обеспечение Palantir начало внедряться в другие американские спецслужбы.
С какой стати американские спецслужбы профинансировали и раскрутили никому не известный стартап, сделав Palantir ведущим разработчиком контртеррористического ПО, объяснил известный американский журналист-расследователь Харрисон Бергер в своей статье в журнале The American Conservative.
«Palantir – это всего лишь возрождение проекта ”Полная информационная осведомленность”, разработанного “глубинным государством” и задуманного в 2002 году опозоренным советником по национальной безопасности и преступником по делу Иран-контрас Джоном Пойндекстером, – программы, которую конгресс счел слишком авторитарной для существования. Пойндекстер, как и его сообщник по делу Иран-контрас Оливер Норт, всю жизнь был агентом американского государства безопасности; оба считали, что наибольшая угроза американской гегемонии за рубежом исходит не от иностранных врагов, а от антивоенных активистов внутри страны», – пишет Бергер, отмечая, что «их мировоззрение не умерло с холодной войной; оно просто перекочевало в Силиконовую долину, где такие руководители, как Карп, маскируют его под псевдолибертарианскую идеологию, но повторяют те же догмы государства безопасности, получая миллионы от подразделения ЦРУ In-Q-Tel для достижения целей “глубинного государства”».
Palantir – это не просто ещё один американский подрядчик, как пишет Бергер, «он тесно связан с приоритетами израильской системы безопасности и функционирует как часть израильского лобби внутри Соединенных Штатов. Его руководители – Карп, Джо Лонсдейл и бывший конгрессмен Майк Галлахер – испытывают не просто симпатию к Израилю. Они – идеологические фанатики, которые открыто отождествляют врагов Израиля с нашими собственными».

Отметим, что, выступая в Кембриджском союзе в мае 2024 года, Питер Тиль, отвечая на вопрос о применении технологии Palantir под названием Lavender для выслеживания и убийства палестинцев, признал, что «склонен уступить Израилю» (my bias is to defer to Israel), после чего он объяснил, что «ЦАХАЛ сам решает, что хочет делать, и что в целом они правы».
«Продление контракта с американской компанией Palantir, несмотря на имеющиеся отечественные программные платформы, навязано Франции Эмманюэлем Макроном, который в 2018 году поставил во главе французской контрразведки своего личного друга Николя Лернера и тот по его отмашке игнорировал все конкурирующие с Palantir разработки французских компаний», – сказала в интервью нашему изданию научный сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович.
В 2025 году Макрон перебросил Лернера на руководство внешней разведкой Пятой республики, DGSE, и в этой связи можно ожидать, что в скором времени Palantir, за спиной которого маячат зловещие тени американских спецслужб, возьмет под колпак и французских шпионов.
В текущей неоколониальной реальности, продление контракта DGSI с Palantir является, как пишут французские СМИ, «сокрушительным признанием провала французского технологического суверенитета».
В одном из эпизодов эпопеи «Властелин колец», происходит такой диалог:
Гэндальф: «Палантир – опасный инструмент, Саруман».
Саруман: «Почему? Почему мы должны бояться его использовать?»
Гэндальф: «Не все потерянные Камни Провидения найдены. Мы не знаем, кто ещё может за нами наблюдать».
Гражданам Пятой республики такое неведение не грозит. Они знают, что за ними следят не только свои, но и американские шпионы.