Освобождение Югославии

«В Белград первыми должны войти югославские подразделения»

Принципиальная линия Сталина при освобождении Красной армией Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

…«Сегодня, 20 октября, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии, освободившим столицу Югославии Белград, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий» – этим приказом Верховного главнокомандующего Советскими Вооружёнными силами И.В. Сталина увенчалась семидневная борьба частей 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии за изгнание из сербской столицы немецких оккупантов.

Кому брать город? Вопрос встал на заключительном этапе Белградской операции, которую Ставка ВГК проводила силами 3-го Украинского фронта (маршал Ф.И. Толбухин) и оперативно подчинённых ему болгарских войск, а также частью сил 2-го Украинского фронта (маршал Р.Я. Малиновский) и силами НОАЮ.

Принципиальной линией И.В. Сталина было предоставление возможности войскам союзных СССР антифашистских режимов вместе с Красной армией в первых рядах штурмовать столицы своих стран. Части 1-й армии Войска Польского брали Варшаву, 1-я румынская добровольческая дивизия имени Т. Владимиреску участвовала во взятии Бухареста. Теперь югославская Народно-освободительная армия освобождала Белград. 

5 октября 1944 г. главнокомандующий НОАЮ маршал И. Броз Тито приказал командующему 1-й армейской группой генералу П. Дапчевичу: «Вся ваша группа из 9 дивизий должна принять участие во взятии Белграда. Мы хотим и русские тоже так считают, чтобы в Белград первыми вошли наши подразделения». При этом советское командование не только дало возможность частям НОАЮ первыми войти в столицу, поддержав их танками и артиллерией, но и обеспечивало их участие в полном освобождении города.

Боевые действия за Белград начались 14 октября 1944 г. Они носили жестокий характер. Немцы превратили Белград в неприступную крепость. По периметру были оборудованы мощные оборонительные укрепления, правительственные и административные здания заминированы. Опорные пункты противника по нескольку раз переходили из рук в руки.

Министерство обороны РФ уже по доброй традиции предоставило для широкого доступа ранее закрытые материалы из своего Центрального архива. Документы 75-летней давности передают картину борьбы того времени. Среди опубликованных документов – наградной лист на помощника командира взвода из 309-го гвардейского полка 109-й гвардейской стрелковой дивизии Ивана Адаменко, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Он повторил подвиг Александра Матросова.

«Два фланкирующих станковых пулемета врага, стоящих рядом один от другого в 10-15 метрах, мешали роте подняться и ударить по врагу в контратаку. Товарищ Адаменко вызвался уничтожить пулеметы – так описан в наградном листе подвиг. – Не щадя своей жизни, в пример всей роте, воодушевляя ее личный состав, он подполз к ведущим беспрерывный огонь пулеметам и броском ручной гранаты уничтожил один со всем расчетом. Заметив это, другой пулеметчик направил свой огонь на смельчака… Товарищ Адаменко решительно встал и сделал несколько быстрых шагов в сторону пулемета, бросил другую гранату и уничтожил его вместе с расчетом и, сраженный пулями, упал на пулемет, накрыв его своим телом. Увидев, что их командир погиб, желая отомстить за его гибель, рота поднялась в решительную контратаку и стремительным ударом разорвала кольцо окружения врагов».

Такой же подвиг совершил фельдшер батареи управления 42-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады лейтенант медслужбы Николай Кравцов  «Продвижению штурмовой группы мешал вражеский ДОТ. Товарищ Кравцов, невзирая на опасность и презирая смерть, смело бросился на ДОТ, с нескольких метров в упор из автомата расстрелял пулеметный расчет противника и, смертельно раненный, упал у амбразуры, пожертвовав своей жизнью ради выполнения задания. Своим геройским подвигом лейтенант Кравцов обеспечил захват важного государственного объекта».

Героизм и самопожертвование были массовыми. На улицах столицы Югославии отдали жизнь около 1 тыс. советских воинов и почти 3 тыс. бойцов НОАЮ.

Таких фактов в истории освобождения стран Восточной Европы множество. И после этого у кого-то поворачивается язык называть павших героев и их однополчан оккупантами, принесшими иго, сродни нацистскому!  

Справедливости ради отметим, что для сербов такая вопиющая неблагодарность не характерна. В 1944 году их соотечественники встречали красноармейцев цветами. В донесении начальника политотдела 57-й армии полковника Цинева описывается встреча населения города Неготина с бойцами 113-й стрелковой Нижнеднестровской дивизии. «Немцы с нами обращались как со скотиной, отбирали все: одежду, хлеб, вещи, — вспоминал почтовый чиновник Милейко Брашкович. – …Полную свободу мы почувствовали с приходом Красной армии. Она вернула нас к жизни».

«Когда у нас были немцы, они нас окончательно разорили, – рассказал крестьянин Младен Еремич. – Каждый год весь урожай забирали прямо с тока. У меня в 1942 году забрали все, и я со своей семьей из семи человек всю зиму просидел впроголодь. Народ обносился. Обуть и одеть нечего. Мы никогда не забудем великодушия русских. Они наши освободители. Мы видели, как в бою у нашей деревни Красная армия разгромила немцев, и поняли, что Россию победить нельзя. Ее народ непобедим».

Высоко оценило вклад Красной армии в освобождение ее столицы руководство народной Югославии. И. Броз Тито писал, что освобождение Белграда для народов Югославии имело историческое значение «особенно потому, что страна этих измученных народов является той ареной, где совместно проливали кровь сыны Великого Советского Союза с достойными сынами Югославии».

Семь с половиной десятилетий минуло с тех победных дней. Нет на карте мира Югославии, нет Советского Союза. Российско-сербские отношения переживали разные времена, но историческая тяга друг к другу, закреплённая совместной борьбой против нацистов, сохраняет силу.

В ближайшие дни ожидается приезд в Россию премьер-министра Сербии Аны Брнабич для подписания соглашения с Евразийским экономическим союзом о беспошлинной торговле. До конца года намерен совершить официальный визит в РФ президент Сербии Александр Вучич.

Принципиально важно, что Сербия, хотя и стремится вступить в Евросоюз, не подыгрывает своим западным партнёрам и не поддержала их санкции в отношении России. Президент Сербии неоднократно заявлял, что никогда не введёт санкции против РФ.

Такая позиция в Европе – большая редкость. Новый посол Республики Сербии в РФ Мирослав Лазански недавно заявил в интервью РИА "Новости": «…чуть ли не каждое высокопоставленное лицо ЕС, которое прибывает в Сербию с официальным визитом, сообщает нам, что наша политика должна быть согласована с политикой ЕС как раз и по вопросу санкций против России».

Однако Сербия держится, опираясь на вековые традиции дружбы с Россией. «Никогда серб не нацеливал свое оружие в россиянина… – справедливо отметил М. Лазански. – Мы осознаем важность всех жертв, которые принес СССР во Второй мировой войне, а также глубоко признательны за помощь, оказанную нам Красной армией в освобождении Белграда и других сербских регионов в 1944 году. Вместе с Россией мы глубоко сопротивляемся и высказываемся против пересмотра истории, в том числе всех событий, относящихся ко Второй мировой войне».

Эта память  является порукой тому, что, как и в 1944 году, русские и сербы – в одном строю.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться