Железные дороги в Великой Отечественной войне

От Курской дуги до Порт-Артура

Железные дороги обеспечивали создание решающего перевеса сил для перехода в стратегическое контрнаступление

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Статья первая
Статья вторая

В Великой Отечественной войне советское командование придавало огромное значение удару по вражеским коммуникациям. В августе – сентябре 1943 года была проведена знаменитая операция «Рельсовая война». Все боевые силы партизанских отрядов Белоруссии были брошены на подрыв железных дорог и уничтожение подвижного состава в тылу врага.

«Рельсовая война» советских партизан.

Ещё перед этим Ставка поставила перед Центральным и Воронежским фронтами задачу создать прочную оборону на Курско-Воронежском стратегическом направлении. С апреля по июнь 1943 г. эти фронты были укреплены, в их тылу создан Степной военный округ в составе пяти общевойсковых, одной танковой, одной воздушной армий, трёх танковых, трёх механизированных и трёх кавалерийских корпусов.

Железные дороги обеспечили скрытное и своевременное сосредоточение резервов на важнейших направлениях, способствуя созданию решающего перевеса сил для перехода в стратегическое контрнаступление. В ходе подготовки Курской битвы было доставлено 14.410 эшелонов, 313.143 вагона с войсками и воинскими грузами.

В 1944 году, при изгнании оккупантов со всей территории СССР, освободилось 24430 км железных дорог. Быстрое наступление больших соединений Красной армии нуждалось в обеспечении огромным количеством стратегических грузов, которые могли быть доставлены в необходимом количестве только по железной дороге. Исключительное значение приобретала работа по скорейшему восстановлению западных магистралей. При этом, в отличие от предыдущего этапа войны, противник стал применять более полное уничтожение коммуникаций, не только пропахивая полотно «крюком», но и разрывая рельсы на две, три части, уничтожая фундаменты станций, фрагменты мостов, оставляя на пути воронки до 12500 куб. м. Несмотря на это летом 1944 г. железнодорожные пути восстанавливались в три раза быстрее, чем в 1942 г.

Строительство железной дороги. Фото gasur.ru

При продвижении Красной армии в страны Восточной Европы необходимо было либо перешить европейскую (узкую) колею, либо создать в районах соединения линий мощные перегрузочные базы. В результате было принято решение на территории каждого фронта перешивать одну линию на широкую колею для оперативных перевозок, а остальные линии сохранять узкоколейными, с возможностью перегрузки и использования на них трофейного железнодорожного транспорта.

Всего во время войны было восстановлено свыше 117.000 км железнодорожных путей на территории СССР и за её пределами, построено около 10.000 км новых железнодорожных магистралей, восстановлено несколько тысяч крупных мостов, более 2100 пунктов водоснабжения, более 719.000 км линейной связи.

Освобождение страны, наступательные операции по всей линии фронта ставили перед железнодорожниками новые задачи. Значительно увеличивалась дальность перевозок. В операции «Багратион» (освобождение Белоруссии) фронт развернулся на ширине 1.000 км от Западной Двины до Припяти и глубине в 600 км от Днепра до Вислы. Грандиозная операция потребовала доставки фронтам 440.000 вагонов.

Берлинская наступательная операция была итоговой победой и советских железнодорожников. Исключительные по мощи артиллерийская подготовка и артиллерийское сопровождение решающего наступления на столицу Германии стало возможным благодаря бесперебойному подвозу боеприпасов и подкреплений. На заключительном этапе битвы за Берлин ежесуточно выгружалось 2.000 вагонов, а всего было их доставлено 1,9 млн.

Два великих испытания советских железнодорожников – в период эвакуации 1941 года и во время Курской битвы – подняли их моральный и организационный уровень на недосягаемую для врага высоту и обеспечили безотказную боевую работу путейцев до самого взятия Берлина и далее в войне с Японией.

* * *

В ночь с 8 на 9 августа СССР начал боевые действия в Маньчжурии. Главнокомандующим на Дальний Восток был назначен маршал А.М. Василевский. Вместе с начальником тыла Красной армии генералом А.В. Хрулёвым они рассчитали срок переброски войск. Пропускная мощность Транссиба опять стала решающим стратегическим фактором.

Переброска войск с запада на восток в условиях строгой маскировки потребовала громадных усилий железнодорожников. Перевозились и перегружались десятки тысяч тонн артиллерийских орудий, танков, автомашин, многие десятки тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, обмундирования и других грузов. С апреля по сентябрь 1945 г. на Восток было отправлено 1692 эшелона, в том числе за четыре решающих месяца (май-август) около 136.000 вагонов войск и грузов. Ежесуточно в Забайкалье в июне проходило до 30 поездов. Для части перевозок удалось использовать водные пути. В общей сложности в мае-июле 1945 г. на железнодорожных путях Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и на маршах в районах развертывания находилось до миллиона советских войск.

На гигантской территории площадью более 1.5 млн кв. км., форсируя Амур, преодолевая Хинганские горы, советским войскам предстояло расколоть и разгромить Квантунскую армию, имевшую 6.260 орудий и миномётов, 1.150 танков, 1.500 самолётов, 1,4 млн человек, включая войска марионеточных квазигосударств Маньчжоу-Го и Мэнцзян (район Внутренней Монголии).

В ходе боевых действий темп наступления стал абсолютно решающим фактором, передовые части на железнодорожных составах часто рассекали тылы Квантунской армии.

Фактор добротного строительства КВЖД сказался в случае, о котором рассказывал Герой Советского Союза Д.Ф. Лоза (9-й гвардейский танковый корпус): «Проливные многосуточные дожди образовали на обширной Центрально-Маньчжурской равнине нечто вроде искусственного моря. Дороги оказались непригодными даже для танков. В критической обстановке, когда был дорог каждый час, было принято единственно выполнимое решение: преодолеть затопленную местность по узкой насыпи железнодорожного полотна от Тунляо на Мукден, 250 километров. Южнее Тунляо танки бригады поднялись на насыпи железной дороги. Начался марш по шпалам, продолжавшийся двое суток… Пришлось одну гусеницу направлять между рельс, а вторую – на гравийную подсыпку шпал. При этом танк имел большой боковой крен. Вот в таком перекособоченном положении под лихорадочную тряску на шпалах пришлось двигаться не одну сотню километров…»

Cогласно «Справке о количестве военнопленных японской армии», найденной историками в Госархиве России, количество пленных составило 639 776 человек, в число которых входило 30 328 военнопленных других национальностей: китайцев, монголов, корейцев. Пленёнными оказались 163 генерала и 26 573 офицера. Маршал А.М. Василевский писал: «В результате разгрома Японии создались благоприятные условия для победы народных революций в Китае, Северной Корее и во Вьетнаме. Народно-освободительная армия Китая получила огромные запасы трофейного оружия». А Мао Цзэдун в августа 1945 года говорил: «Красная армия пришла помочь китайскому народу изгнать агрессоров. Такого примера еще не было в истории Китая. Влияние этого события неоценимо».

Заглавное фото: Министерство обороны РФ