Последствия одного из обстрелов Степанакерта

Огненная Анаконда – почему полыхает у границ Российской Федерации

Кризис государственности, которую называют постсоветской

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После развала СССР на его обломках всегда было неспокойно: то гражданская война в Таджикистане, то вооружённый конфликт в Приднестровье, то оранжевая революция на Украине, то грузино-абхазская и грузино-осетинские войны. Пока всё это происходило в разное время вроде бы в разных точках, ситуация не казалась критичной.

Сейчас, однако, кризисные события в Донбассе, в Белоруссии, на Кавказе (армяно-азербайджанская война), в Киргизии синхронизировались. Решение проблемы Донбасса, который  совершенно определённо не хочет быть частью «пост-пост-советской» Украины с её неонацизмом, зашло в тупик; в Киеве уже заговорили о британской военной базе на украинской территории. Вновь разгорелся военный конфликт из-за Нагорного Карабаха. В Киргизии, где отстранили от власти президента, «всё только начинается», как с удовлетворением  отмечают в Анкаре. Неясны перспективы урегулирования политического кризиса в Белоруссии, оппозиционные настроения там становятся более радикальными.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что «горят» страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ведущая роль в создании которого принадлежала России. Нельзя, разумеется, сбрасывать со счетов возрастающее внешнее давление на РФ, но точно так же нельзя всё сводить к агрессивному напору извне – это было бы большой ошибкой.

Кризис никогда не начинается на пустом месте. У него всегда есть те или иные внутренние причины, они-то и эксплуатируются внешними силами. У нестабильности и на Украине, и в Белоруссии, и в Киргизии, и на Кавказе, и в Молдавии, и где-то ещё имеется общий знаменатель – кризис постсоветской государственности.

Азбукой эффективного государственного управления является создание такого общественно-экономического строя, который основан на балансе интересов «верхов» и «низов», эффективной хозяйственной политике, характеризуется достаточной (для поддержания общественного спокойствия) социальной нагрузкой государства, а также продуманной деятельностью властей в сферах культуры и исторической памяти народа. Там, где не достаёт хотя бы одной из этих составляющих, рано или поздно появляются «революционные» проблемы, а в некоторых случаях возникает  «гремучая кризисная смесь».

Возможно, ограниченностью всех переворотов, которыми так богата постсоветская история, было то, что они являлись верхушечными – ни один из них не повлёк за собой социальную революцию в точном смысле слова.

Хрестоматийный пример – Украина, все проблемы которой осложнились после государственного переворота 2014 года, а теперь ещё и метаниями президента-комика (за него, напомним, проголосовали свыше 70% украинских избирателей), хронически не уверенного в своих действиях. Киргизия, как жила, так и живёт в координатах противостояния севера и юга, усугубляемого унылым экспериментом с «парламентской демократией» по-киргизски и бедностью населения. В Белоруссии, помимо сильного польского влияния, динамика развития кризиса во многом задана проблемой, которую сформулировал сам Александр Лукашенко: «Наверное, я всё-таки пересидел». Запад этим умело пользуется.

Кто-то скажет: а как тогда, например, с Таджикистаном? Это страна с огромным количеством проблем (высокая зависимость от трудовых мигрантов; авторитарное правление с прицелом на семейственность власти; угроза радикального ислама, наркобизнес и т. д.), но недавние президентские выборы прошли там спокойно, никто «революционные костры» на площадях не зажигал.

Может быть, дело в том, что Таджикистан, переживший в 1990-х гражданскую войну, до сих пор от неё не оправился? И всё равно в свете последних событий на периферии постсоветской Российской Федерации эта среднеазиатская республика всё больше  видится бомбой замедленного действия…

А в другой постсоветской республике, Молдове, уже практически сложились условия для «идеального шторма» на фоне предстоящих президентских выборов: бедность, большая партийно-политическая раздробленность с коррупцией и элементами олигархического правления, противостояние «пророссийского» президента и ориентированного на Запад парламентского большинства, традиционно глубокое вмешательство Румынии во внутренние дела Республики Молдова. Настораживает внезапный рост в 2020 году гражданской активности молдавских ветеранов войны 90-х годов, и нельзя исключать, что военный сценарий «объединения молдавской нации» может из запасного превратиться в ведущий. Ввиду перспективы такого «объединения» грозит отколоться от Молдовы Гагаузия…

Ни в одной из названных постсоветских республик нет быстрого решения проблем, которые накладывались одна на другую в течение трёх десятилетий. Рецепт успеха на пути к действительно глубоким преобразованиям – честное признание всех недостатков существующего положения дел (с этим тоже большие проблемы), а затем долгая, кропотливая работа, но не по созданию «нового баланса» закостеневших олигархических группировок, а по привлечению к участию в управлении тех, кто от такой деятельности был искусственно отрезан.

Другого пути нет. На другом пути постсоветский политический вакуум (Бжезинский, скончавшийся в 2017 г., называл его «чёрной дырой», а ведь он ещё не видел происходящего сегодня) окончательно заполнят силы, внешние по отношению к Исторической России. И тогда уже гореть начнёт не ближнее зарубежье Российской Федерации, перестающее быть «ближним», а внутреннее приграничье РФ.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться