китайская делегация на встрече с амеркианцами в Анкоридже

Главная дилемма США – как удержать гегемонию, если есть Китай

Расширение списка антикитайских санкций и положительные сигналы Вашингтона Пекину

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Из США поступает противоречивая информация о политике Вашингтона в отношении КНР, затрудняющая понимание планов американской администрации.

В начале июня в «Вашингтон пост» вышла статья Байдена, в которой он отстаивает стратегию сдерживания Китая с привлечением традиционных союзников США. Признавая серьёзные изменения в расстановке сил («глобальные вызовы»), Байден заявляет, что устанавливать правила международной торговли и технологический режим должны «рыночные демократии», а не Китай или кто-то ещё.

3 июня президент США подписал распоряжение, расширяющее список китайских компаний, в которые американским компаниям запрещено вкладывать капитал (покупать или продавать публично торгуемые ценные бумаги этих компаний). Запрет вступит в силу 2 августа, и у инвесторов будет год, чтобы избавиться от китайских ценных бумаг.

В новом чёрном списке администрация Байдена сохранила 26 из 44 компаний, на которые были наложены санкции при Трампе; в частности, под санкциями остались Huawei Technologies и три другие крупнейшие телекоммуникационные компании КНР. К списку из 26 добавлены ещё 33 компании и организации, связанные с авиационной промышленностью Китая, и две финансовые компании, связанные с Huawei. Чёрный список будет обновляться на постоянной основе. Объявлена причина расширения сферы антикитайских санкций: связи компаний с китайской военной промышленностью или спецслужбами.

И одновременно Вашингтон посылают положительные сигналы Пекину относительно возможной отмены тарифов на китайские товары, импортируемые в США. Американский деловой ТВ-канал CNBC сообщил, что «администрация Байдена проводит пересмотр американо-китайской торговой политики в преддверии истечения в конце 2021 года срока действия соглашения эпохи Трампа “Фаза 1”». В соответствии с соглашением первой фазы торговой сделки Китай обязался в течение следующих двух лет купить американских товаров и услуг по меньшей мере на 200 млрд. долл. больше по сравнению с уровнем 2017 года. По оценкам Института международной экономики Петерсона (США), китайские закупки американских товаров в этом году по состоянию на апрель составляли 73% того объёма, который определён торговым соглашением.

У вице-премьера КНР Лю Хэ недавно состоялось результативное общение с двумя высокопоставленными чиновниками администрации Байдена по вопросам торговой сделки. 27 мая Лю Хэ провёл телефонный разговор с торговым представителем США Кэтрин Тай, а 2 июня – виртуальную встречу с министром финансов США Джанет Йеллен. Оценивая итоги этого диалога, Министерство торговли Китая заявило, что Китай и США начали «нормальное общение» в экономической и торговой областях и будут работать вместе, чтобы на практике решить «конкретные проблемы для производителей и потребителей, несмотря на сохранение различий».

Отметим, что многообещающие сигналы из Вашингтона относятся только к возможному смягчению жёсткой протекционистской торговой практики, но не затрагивают китайско-американское соперничество в области высоких технологий, где санкции США продолжают ужесточаться.

Интерес Вашингтона к смягчению тарифов на китайский импорт связан с тем, что от повышенных тарифов страдают американские компании-импортёры, под повышение тарифов подпадают товары массового спроса из Китая. При Трампе тарифная война охватила более 370 млрд. долл. американского импорта из КНР. Это увеличило средний американский тариф на китайские товары с 3,1 % до 19,3 %. Соответственно, выросли цены на американском потребительском рынке и в промышленности, причём не только на китайские товары, но и на американские товары, содержащие китайские комплектующие. В несколько раз выросли производственные затраты в таких отраслях, как авиация, полупроводники, химическая промышленность, здравоохранение.

По некоторым товарам более 90% дополнительных расходов, связанных с повышенными тарифами, были выплачены импортёрами США. После трёхлетней торговой войны с Китаем общий объём торговли США сократился на 50 млрд. долл., а торговый дефицит США вырос на 200 млрд. долл.

Новые санкционные ограничения в отношении КНР касаются в основном технологической сферы. Здесь напряжение растёт. Администрация Байдена нащупывает всеобъемлющую стратегию противостояния Китаем в отличие от примитивных денежных поборов с китайского импорта, чем занимался Трамп. В понимании американских властей технологическое отставание КНР со временем должно привести к вытеснению китайских товаров с мировых рынков высокотехнологичной продукции и падению экспортных доходов. В надежде на это Вашингтон рассчитывает и решить задачу экономического ослабления Китая, и восстановить его технологическую зависимость от Запада, и ликвидировать дефицит США в американо-китайской торговле.

Однако технологическое сотрудничество китайских компаний с Америкой, хоть и важно для КНР, но уже не является для неё определяющим. Показательный пример – первый китайский высокоэнергетический лазер, самостоятельно спроектированный консорциумом семи китайских компаний. Это одна из трёх основных технологий производства литографических машин для печати интегральных микросхем по наиболее передовому 7-нм технологическому процессу. Данная разработка приблизила китайских инженеров к самостоятельному производству новейшего литографического оборудования, что имеет решающее значение для достижения самодостаточности в индустрии полупроводниковых микросхем.

С точки зрения китайских деловых кругов, последствия новых американских санкций не станут далеко идущими. Бывший экономический и коммерческий советник Генерального консульства Китая в Сан-Франциско и Нью-Йорке Хэ Вэйвэнь заявил, что «прямые инвестиции США в Китай составляют всего 2% иностранных инвестиций Китая, т. е. есть около 2,6 млрд. долл., так что влияние американских ограничений незначительно».

Кроме того, ответные меры Китая включают массовые иски подсанкционных компаний в американские суды. Пример подала компания Xiaomi – китайский производитель смартфонов, которая в мае выиграла иск в американском суде против Пентагона и была исключена из чёрного списка.

Заглавное фото: китайская делегация на встрече с амеркианцами в Анкоридже, REUTERS/Pool

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться