Высокий представитель В. Инцко

Боснийские шулеры и европейские наперсточники в Совете Безопасности ООН

Дела на Балканах запущены до крайности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

29 июня в Совете Безопасности ООН состоялось беспрецедентное заседание. Оно было созвано по требованию Российской Федерации для обсуждения ситуации, возникшей в связи с попытками западных стран втихую протащить на должность Высокого представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине своего кандидата без согласования со всеми членами контрольного совета по выполнению Дейтонского соглашения.

Втихую настолько, что письмо об отставке прежнего Высокого представителя было спрятано от членов СБ и, если бы не возмущение России, всё прошло бы в лучших традициях западной демократии.

Босния и Герцеговина (БиГ) появилась как государство на основании Дейтонского соглашения 1995 года. Для контроля за его выполнением был создан т.н. Руководящий совет, куда входят США, Канада, Япония, Франция, Германия, Италия, Британия, ЕС, Россия и Организация исламского сотрудничества (её представляет Турция). Первым Высоким представителем был бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт, затем – представители Австрии и некоторых других стран.

Как международный наместник, обладающий большими полномочиями, чем номинальные руководители Боснии, Высокий представитель должен иметь авторитет. Поэтому на такой пост старались назначать представителей нейтральных стран и только таких, которые получали одобрение всех энтитетов БиГ.

Однако на сей раз закулисно продавили представителя Германии – государства-члена Руководящего контрольного совета, принимавшего прямое участие в вооружённом конфликте в БиГ и сыгравшего решающую роль в развале Югославии. А главное, этот немец не получил единодушного одобрения ни членов Руководящего совета (в частности, со стороны России), ни всех энтитетов Боснии. Такое происходит впервые.

За все годы существования института Высокого представителя в БиГ его кандидатуры одобрялись Советом Безопасности. В этом находило хотя и формальное, но всё же подтверждение его статуса как представителя международного сообщества.

С самого начала заседания Совета Безопасности российский представитель В. Небензя назвал участников провокации «наперсточниками». Сокрытие письма действующего Высокого представителя в БиГ В. Инцко об отставке от членов Совбеза выглядело столь неуклюже, что председатель Совета (представитель Эстонии) попытался объясниться. Однако попытки оправдания жульничества лишь усугубляют позор шулера. Эстонский делегат заявил, что виноват не он, а… Генеральный секретарь ООН, который получил письмо, но оказалось, что для распространения его «потребуется много времени». Делегат заявил, что Россия зря поднимает волну. Мол, письмо всё же распространили среди членов СБ.  Нелепое объяснение –  и потому что генсек ООН не способен распространить письмо на трёх страницах, и потому, что письмо было опубликовано только после того, как Россия подняла шум.

Ознакомление с письмом во многом объясняет, почему всё так произошло:

Письмо Совета Безопасности ООН

Как видим, странностей много. Во-первых, письмо от Высокого представителя направлено в СБ ООН не самим В. Инцко, а представителем Германии. Во-вторых, В. Инцко «сообщает», что его преемником стал немец Кристиан Шмидт и передача власти состоится 1 августа. Не зря Высокого представителя называют «наместником» – в письме он сообщает о передаче своей власти келейно обозначенному персонажу.

Дальше шулерство продолжается! Во время заседания Совбеза оказалось, что обмана намного больше, чем казалось... Западные члены СБ притворились идиотами и заняли глухую оборону, делая вид, что ничего не произошло: они зачитывали тягуче-однотипные тексты о том, что Высокий представитель «избран и займёт свою должность 1 августа». Мол, Россия пусть заткнётся.

В непростом положении оказались непостоянные незападные члены Совбеза. Одни выразили поддержку избранию Шмидта. Другие пытались заниматься дипломатической эквилибристикой, заявляя, что они «поддерживают», но надо жить дружно… Жалкая позиция для государств, избранных в Совет Безопасности ООН в качестве представителей всего международного сообщества!

А главная бомба взорвалась под конец заседания, когда выступила министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Бисера Туркович. Она полностью поддержала избрание К. Шмидта в качестве Высокого представителя в БиГ и повторила, что [независимо от позиции России] «он вступит в должность 1 августа».

Дождавшись окончания выступления боснийской министерши, представитель РФ В. Небензя задал ей вопрос: согласовано ли данное заявление с Президиумом Боснии и Герцеговины (коллективным главой государства). И предъявил Совету письмо председателя Президиума БиГ М. Додика, в котором сообщается, что министерша не получала полномочий не только на одобрение кандидатуры Шмидта, но и на выступление в Совете Безопасности вообще!

Бомба взорвалась. Ошарашенная мадам Туркович не нашла ничего умнее, чем спросить Небензю, получил ли он от Лаврова полномочия задавать ей такие вопросы? Василий Алексеевич заверил, что полномочия у него имеются. И не от Лаврова, а от президента России.

Ответа на вопрос Небензи боснийская министерша дать не смогла. Впрочем, письмо председателя Президиума Боснии и Герцеговины о том, что мадам прискакала без полномочий и лгала, выдавая свою позицию за позицию государства, было красноречивее всего остального.

Наперсточники и шулеры в Совете Безопасности разоблачены. Однако ситуация далека от разрешения. Дела на Балканах запущены до крайности. Есть основания полагать, что наместника-немца протащили такой ценой для вполне определённых целей и «новая линия» в отношении Республики Сербской не исключает применения силы.