Как видят в Киеве переходный период для Донбасса

Как видят в Киеве переходный период для Донбасса

О подготовке к «освобождению» Донецка, Луганска, Севастополя и Симферополя

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 августа Ангела Меркель должна посетить Москву, а на 22 августа запланирован её визит в Киев. Возможно, это последнее зарубежное турне завершающего политическую карьеру канцлера Германии.

Выбор маршрута (Москва – Киев) связан с попыткой сделать эффектный заключительный аккорд: достигнуть если не реализации Минских соглашений, к заключению которых Меркель имела прямое отношение, то ощутимого прогресса на этом направлении.

Минск оказался в последние месяцы в одном пакете с вопросом о сохранении газового транзита через Украину и компенсациях за предстоящий ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2». Говорят, что размер компенсаций будет зависеть от готовности Киева к «разумным» (в глазах Запада) компромиссам по Донбассу.

В целом такой подход разделяют и в Вашингтоне.

Видны общие контуры «большой сделки» по Украине, где Киев должен согласиться на выполнение Минских соглашений, получив взамен западные гарантии сохранения газового транзита и материальную компенсацию в той или иной форме за сокращение объёмов прокачиваемого через Украину газа.

На днях украинский кабмин одобрил проект закона о переходном периоде для Донбасса (в Раду законопроект пока не внесён). В законопроекте среди условий проведения выборов в Донбассе ничего не говорится о передаче Украине неподконтрольного участка границы, что, в принципе, открывает путь к проведению выборов до передачи границы, как предполагается Минском-2 и «формулой Штайнмайера».

Однако даже поверхностный взгляд на документ показывает, что ни о каком пересмотре подходов Киева к урегулированию в Донбассе речи нет. В частности, законопроект содержит широкий список категорий лиц, не подпадающих под амнистию (по Минским соглашениям она должна быть всеобщей). Не подлежит, например, амнистии «лицо, которое, находясь в составе оккупационных сил или оккупационных администраций Российской Федерации, совершило уголовное преступление». Под «оккупационными администрациями» понимаются органы власти ДНР/ЛНР.

Также не подлежат амнистии лица, обвиняемые в преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда, военных преступлениях и преступлениях против человечества, пытках, преступлениях, повлекших смерть или причинение тяжких телесных повреждений, особо тяжких преступлениях против свободы, чести и достоинства личности. При желании под эту категорию можно подвести всех участвовавших в боевых действиях и устроить террор на «освобождаемых» территориях.

Как видят в Киеве переходный период для Донбасса

Законопроект предусматривает также люстрацию, включая запрет занимать определенные должности и участвовать в местных выборах для тех, кто был в рядах вооруженных сил ЛДНР или работал в местных администрациях. Коснется люстрация и системы образования.

Идея «переходного периода» в трактовке Киева понятна – к выборам не должен быть допущен никто из принимавших участие в защите и обеспечении функционирования республик. Этим людям Зеленский в своем недавнем выступлении сказал о необходимости покинуть Украину.

Защиту национальных прав законопроект предусматривает только для «коренных народов» Крыма. К коренным крымчанам в Киеве причисляют исключительно крымских татар, караимов и крымчаков. Остальным (прежде всего, русским) предлагается восстановить функционирование украинского языка как государственного.

Сказано в законопроекте, что решение о статусе «освобожденной территории» принимает главнокомандующий, то есть президент. Другими словами, только от Зеленского будет зависеть получат ли ДНР и ЛНР особый статус (как определено в Минских соглашениях) или нет.

Всё это полностью противоречит духу и букве Минских соглашений, которые предусматривают компромисс между Киевом и мятежными территориями, основанный на предоставлении последним широкой автономии (хотя это слово в Минских соглашениях не фигурирует), уважении и соблюдении прав и устремлений жителей Донбасса.

Я бы обратил внимание еще на несколько пунктов. Законопроект распространяет положения украинского закона о декоммунизации на символику ЛДНР. «Коммунистическое прошлое» изгоняется из топонимики и одновременно предписывается создать в Киеве «Национальный музей преодоления агрессии Российской Федерации против Украины», филиалы которого должны появиться «после освобождения» в Донецке, Луганске, Севастополе и Симферополе.

Дата «деоккупации» того или иного населенного пункта должна ежегодно торжественно отмечаться как памятная дата – День освобождения от русской оккупации… В честь погибших «героев борьбы против русской агрессии» на их родине должны быть установлены мемориальные комплексы, памятники, памятные доски, произведено переименование топонимов, учебных заведений и т. д.

Все это выглядит предельно вызывающе.

Однако в этом и состоит план Киева – выдвинуть требования с большим «запасом», исключая согласие с ними России и республик Донбасса и демонстративно поддерживая позицию немецкой и в целом западной стороны («формула Штайнмайера»).

Как видят в Киеве переходный период для Донбасса

Собственно, тактика Киева в отсутствии у него стратегии заключается в том, чтобы, играя на антироссийских комплексах Запада и имитируя добрую волю на переговорах в Минске, поддерживать в международных отношениях иллюзию того, что при нынешнем украинском режиме невозможное («возвращение» Украине Крыма и отпавшей части Донбасса) возможно.

Осталось понять, насколько позиция, занятая Киевом, совпадёт (или не совпадёт) с долгосрочной стратегией США, а также Германии на постсоветском пространстве.

Художник Игорь Ярошенок