Перейти к основному содержанию
Евросоюз рвётся в Азию и Океанию

Евросоюз рвётся в Азию и Океанию

Европейская комиссия опубликовала Стратегию по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе, в которой ощутим дух неоколониализма. В документе сказано, что будущее ЕС и Индо-Тихоокеанского региона неразрывно связано. В этот регион включаются семь членов «двадцатки» (G20) – Китай, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Австралия и Южная Африка, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Здесь проживает три пятых населения мира, производится 60% мирового ВВП.

Западный образец «международного порядка, основанного на правилах»

Европейская Комиссия опубликовала Стратегию по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе, в которой ощутим дух неоколониализма. В документе сказано, что будущее ЕС и Индо-Тихоокеанского региона неразрывно связано.

В этот регион включаются семь членов «двадцатки» (G20) – Китай, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Австралия и Южная Африка, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Здесь проживает три пятых населения мира, производится 60% мирового ВВП.

Уже в первом пункте новой Стратегии ЕС фигурирует «зелёная повестка»: «Доля Индо-Тихоокеанского региона в глобальных выбросах углекислого газа выросла с 37% до 57% с 2000 года, на этот регион будет приходиться более 70% роста мирового спроса на энергию к 2030 году. Ожидается, что изменение климата еще больше усилит давление на морское биоразнообразие, природные ресурсы и рыбные запасы… Индо-Тихоокеанский регион включает ряд горячих точек морского биоразнообразия, такие как Коралловый треугольник, на который приходится 76% всех видов кораллов в мире и который поддерживает 120 миллионов человек, живущих в этом районе. Только на Южно-Китайское море приходится около 12% мирового улова рыбы и там находится более половины рыболовных судов мира. Поэтому регион жизненно важен для смягчения последствий изменения климата и защиты хрупкого экологического баланса нашей планеты».

А далее следует выпад против Китая. «В последние годы геополитическая динамика в Индо-Тихоокеанском регионе привела к обострению конкуренции, включая напряженность вокруг спорных территорий и морских зон. Произошло значительное наращивание военной мощи, в том числе Китаем, при этом доля Индо-Тихоокеанского региона в глобальных военных расходах увеличилась с 20% от общемирового объема в 2009 году до 28% в 2019 году. Демонстрация силы и усиление напряженности в таких региональных горячих точках, как Юг и Восток Китайского моря, Тайваньский пролив, могут оказать непосредственное влияние на европейскую безопасность и процветание. Наблюдается рост гибридных угроз, в том числе в области кибербезопасности.

Демократические принципы и права человека также находятся под угрозой со стороны авторитарных режимов в регионе. Усилия по созданию глобальных равных условий, основанных на прозрачных правилах торговли, всё больше подрываются несправедливой торговой практикой и экономическим принуждением…»

Стратеги Евросоюза, копируя фразеологию Вашингтона, заявляют о своём намерении «продвигать международный порядок, основанный на правилах». В Брюсселе намереваются (на уровне риторики):

– укреплять и защищать международный порядок, основанный на общих ценностях и принципах, включая приверженность уважению демократии, прав человека и верховенства закона;

– содействовать созданию равных условий игры и открытой, справедливой среды для торговли и инвестиций;

– способствовать достижению целей устойчивого развития, решению проблем изменения климата;

– участвовать в двустороннем и многостороннем сотрудничестве с партнёрами для достижения целей Парижского соглашения об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии;

– поддерживать сотрудничество с учётом мнений гражданского общества, частного сектора, социальных партнеров и других ключевых заинтересованных сторон;

– участвовать в развитии [Индо-Тихоокеанского] региона в качестве партнера в наших усилиях по повышению осведомленности о влиянии глобальных демографических тенденций.

Если брать опыт заключения Евросоюзом многосторонних соглашений, в практической реализации новой Стратегии будет сделан упор на тарифное регулирование по товарам и услугам, включая Общую схему преференций, которая действует для ряда стран. С ЕС в рамках соглашения GSP+ (в нём делается упор на устойчивое развитие) уже сотрудничают Пакистан, Шри-Ланка и Филиппины.

Евросоюз намерен также заключить торговые сделки с Австралией, Новой Зеландией, Индией. Переговоры уже начаты.

Летом Европейский парламент и Совет Европы учредили инициативу Global Europe, которая имеет выраженную экологическую повестку и вписывается в географию Индо-Тихоокеанского региона. Кроме того, ЕС собирается заключить соглашения по цифровому партнёрству с Японией, Южной Кореей и Сингапуром, распространив эту модель на другие страны.

В сфере образования будет применена программа Erasmus+. В области безопасности опыт ВМС стран Евросоюза в различных миссиях (программа EU NAVFOR) будет расширен с Индийского на Тихий океан. Европейское присутствие в южной части Тихого океана будет закреплено под видом борьбы с пиратами, контрабандистами и наркотрафиком. В ЕС действует также проект «Сотрудничество по улучшению безопасности в Азии и с Азией (Enhancing Security Cooperation in and with Asia, ESIWA)», где главные партнёры Евросоюза Индия, Индонезия, Япония, Корея, Сингапур и Вьетнам. Европейские военные эксперты уже размещены в Индонезии и Вьетнаме.

Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Корея и Япония указаны в новой Стратегии как «страны со схожим мышлением», которые могут быть подключены к программе Horizon Europe. Япония и Индия отмечены как важные партнёры в деле установления связей со всем Индо-Тихоокеанским регионом. Наконец, сказано, о необходимости «изучить пути обеспечения расширенного развертывания военно-морских сил государствами-членами ЕС для содействия защите морских линий коммуникаций и свободы судоходства в Индо-Тихоокеанском регионе».

Поскольку среди указанных в новой Стратегии ЕС партнеров Китай практически не фигурирует, можно сделать вывод, что Евросоюз будет усиливать свое присутствие в Азии и Океании в противовес КНР. Это и есть насаждаемый старшими американскими партнёрами Евросоюза «международный порядок, основанный на правилах».

Фото: REUTERS/Johanna Geron

Оцените статью
0.0