Евросоюз рвётся в Азию и Океанию

Евросоюз рвётся в Азию и Океанию

Западный образец «международного порядка, основанного на правилах»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Европейская Комиссия опубликовала Стратегию по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе, в которой ощутим дух неоколониализма. В документе сказано, что будущее ЕС и Индо-Тихоокеанского региона неразрывно связано.

В этот регион включаются семь членов «двадцатки» (G20) – Китай, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Австралия и Южная Африка, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Здесь проживает три пятых населения мира, производится 60% мирового ВВП.

Уже в первом пункте новой Стратегии ЕС фигурирует «зелёная повестка»: «Доля Индо-Тихоокеанского региона в глобальных выбросах углекислого газа выросла с 37% до 57% с 2000 года, на этот регион будет приходиться более 70% роста мирового спроса на энергию к 2030 году. Ожидается, что изменение климата еще больше усилит давление на морское биоразнообразие, природные ресурсы и рыбные запасы… Индо-Тихоокеанский регион включает ряд горячих точек морского биоразнообразия, такие как Коралловый треугольник, на который приходится 76% всех видов кораллов в мире и который поддерживает 120 миллионов человек, живущих в этом районе. Только на Южно-Китайское море приходится около 12% мирового улова рыбы и там находится более половины рыболовных судов мира. Поэтому регион жизненно важен для смягчения последствий изменения климата и защиты хрупкого экологического баланса нашей планеты».

А далее следует выпад против Китая. «В последние годы геополитическая динамика в Индо-Тихоокеанском регионе привела к обострению конкуренции, включая напряженность вокруг спорных территорий и морских зон. Произошло значительное наращивание военной мощи, в том числе Китаем, при этом доля Индо-Тихоокеанского региона в глобальных военных расходах увеличилась с 20% от общемирового объема в 2009 году до 28% в 2019 году. Демонстрация силы и усиление напряженности в таких региональных горячих точках, как Юг и Восток Китайского моря, Тайваньский пролив, могут оказать непосредственное влияние на европейскую безопасность и процветание. Наблюдается рост гибридных угроз, в том числе в области кибербезопасности.

Демократические принципы и права человека также находятся под угрозой со стороны авторитарных режимов в регионе. Усилия по созданию глобальных равных условий, основанных на прозрачных правилах торговли, всё больше подрываются несправедливой торговой практикой и экономическим принуждением…»

Стратеги Евросоюза, копируя фразеологию Вашингтона, заявляют о своём намерении «продвигать международный порядок, основанный на правилах». В Брюсселе намереваются (на уровне риторики):

– укреплять и защищать международный порядок, основанный на общих ценностях и принципах, включая приверженность уважению демократии, прав человека и верховенства закона;

– содействовать созданию равных условий игры и открытой, справедливой среды для торговли и инвестиций;

– способствовать достижению целей устойчивого развития, решению проблем изменения климата;

– участвовать в двустороннем и многостороннем сотрудничестве с партнёрами для достижения целей Парижского соглашения об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии;

– поддерживать сотрудничество с учётом мнений гражданского общества, частного сектора, социальных партнеров и других ключевых заинтересованных сторон;

– участвовать в развитии [Индо-Тихоокеанского] региона в качестве партнера в наших усилиях по повышению осведомленности о влиянии глобальных демографических тенденций.

Если брать опыт заключения Евросоюзом многосторонних соглашений, в практической реализации новой Стратегии будет сделан упор на тарифное регулирование по товарам и услугам, включая Общую схему преференций, которая действует для ряда стран. С ЕС в рамках соглашения GSP+ (в нём делается упор на устойчивое развитие) уже сотрудничают Пакистан, Шри-Ланка и Филиппины.

Евросоюз намерен также заключить торговые сделки с Австралией, Новой Зеландией, Индией. Переговоры уже начаты.

Летом Европейский парламент и Совет Европы учредили инициативу Global Europe, которая имеет выраженную экологическую повестку и вписывается в географию Индо-Тихоокеанского региона. Кроме того, ЕС собирается заключить соглашения по цифровому партнёрству с Японией, Южной Кореей и Сингапуром, распространив эту модель на другие страны.

В сфере образования будет применена программа Erasmus+. В области безопасности опыт ВМС стран Евросоюза в различных миссиях (программа EU NAVFOR) будет расширен с Индийского на Тихий океан. Европейское присутствие в южной части Тихого океана будет закреплено под видом борьбы с пиратами, контрабандистами и наркотрафиком. В ЕС действует также проект «Сотрудничество по улучшению безопасности в Азии и с Азией (Enhancing Security Cooperation in and with Asia, ESIWA)», где главные партнёры Евросоюза Индия, Индонезия, Япония, Корея, Сингапур и Вьетнам. Европейские военные эксперты уже размещены в Индонезии и Вьетнаме.

Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Корея и Япония указаны в новой Стратегии как «страны со схожим мышлением», которые могут быть подключены к программе Horizon Europe. Япония и Индия отмечены как важные партнёры в деле установления связей со всем Индо-Тихоокеанским регионом. Наконец, сказано, о необходимости «изучить пути обеспечения расширенного развертывания военно-морских сил государствами-членами ЕС для содействия защите морских линий коммуникаций и свободы судоходства в Индо-Тихоокеанском регионе».

Поскольку среди указанных в новой Стратегии ЕС партнеров Китай практически не фигурирует, можно сделать вывод, что Евросоюз будет усиливать свое присутствие в Азии и Океании в противовес КНР. Это и есть насаждаемый старшими американскими партнёрами Евросоюза «международный порядок, основанный на правилах».

Фото: REUTERS/Johanna Geron