Зеленский между саботажем и «десятью шагами по Донбассу»

Между саботажем и «десятью шагами по Донбассу»

Тактика ушлого приказчика

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Известно, что Киев как при Порошенко, так и при Зеленском, не стремился к выполнению Минских соглашений, последние полтора года это демонстрировалось всё более явно. Украинская власть прямо потребовала диаметрально изменить прописанный в соглашениях порядок передачи украинской стороне контроля над границей. Из уст политиков высокого официального уровня звучали всё более наглые заявления о «неприемлемости» Минских соглашений, да и сами эти соглашения в Киеве старались не упоминать, предпочитая говорить о «нормандском формате».

И тут внезапно в СМИ попал подготовленный в Киеве и уже направленный в Москву и западным партнёрам план «10 шагов по Донбассу». Заметим, что план носит неизмеримо более конструктивный характер, чем все заявления и действия Киева до этого. По крайней мере, в документе нет ничего, что противоречило бы Минским соглашениям. Вопрос о порядке передачи контроля над границей не упоминается, но говорится об имплементации «формулы Штайнмайера», которая как раз предполагает должный порядок. Говорится и о принятии предусмотренных соглашениями законов (об особенностях местного самоуправления ОРДЛО; об амнистии; о децентрализации (с учетом особенностей ОРДЛО); о специальной (свободной) экономической зоне; об особенностях проведения местных выборов в ОРДЛО. Причём вносить их в Раду предполагается после согласования в ТКГ (фактически с представителями непризнанных республик, как и предусмотрено Минскими соглашениями).

Первыми пунктами нового киевского плана значатся прекращение огня с возвратом к положениям соглашения от 22 июля 2020 года, из которого Украина сама же и вышла. На последнем заседании ТКГ украинская сторона предложила вернуться к этому соглашению. Кроме того, количество нарушений режима прекращения огня в последние дни значительно сократилось.

Причины вдруг обнаружившегося «миролюбия» Киева достаточно очевидны – стал давить Запад, обеспокоившийся тем, что терпению России относительно постоянных украинских провокаций может в конце концов наступить конец.

Стало известно, что на прошедшем саммите «Восточного партнёрства» в Брюсселе «европейские лидеры выдвинули Зеленскому список предложений для разрядки ситуации. В предложениях говорится, что нужно снять усиливающие раскол Украины санкции с оппозиционных СМИ и освободить из-под домашнего ареста Виктора Медведчука. «Предложения публично не озвучивались, они передавались украинской стороне в конфиденциальном порядке», – рассказал «Стране» источник в дипломатических кругах, имевший отношение к переговорам.

Сразу после возвращения Зеленского из Брюсселя возникли проблемы у Порошенко. Ему предъявили подозрение в государственной измене (с той же фабулой, что и у Медведчука – поставки угля из непризнанных республик), а в прокуратуре подготовили ходатайство об аресте Порошенко. Тот мгновенно собрал чемоданы и укатил за пределы Украины.

По имеющейся информации, Зеленскому удалось получить у западников карт-бланш на нейтрализацию правой оппозиции, где Порошенко является ключевой фигурой. Вряд ли дело дойдёт до реального срока бывшему президенту, задача заключается в его политическом ослаблении в преддверии, как предполагается, реального движения к мирному урегулированию. Зеленский и его окружение давно освоили тактику ушлого приказчика, который внешне выказывает рвение в выполнении распоряжений хозяина, но действует только в своих интересах.

На этом фоне украинская власть в очередной раз сорвала назначение нового главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Этот вопрос прописан отдельным пунктом в итоговом заявлении после очных переговоров Зеленского и Байдена 2 сентября (американцы настойчиво стремятся легализовать на Украине режим прямого внешнего управления). Однако в отличие от предыдущих случаев посольства США и других западных стран на эту проволочку никак не отреагировали.

Таким образом, из сложившейся ситуации Зеленский и К0 даже ухитрились извлечь определённые выгоды – в очередной раз отодвинули полное формирование американской «антикоррупционной вертикали» и развернули наступление на одного из самых опасных для себя политических оппонентов, Петра Порошенко.

Нет сомнений, что и в мирном процессе будет использована та же тактика – получить желаемое (в частности, из 10 пунктов 3 посвящены встрече президентов России и Украины), а в остальном – проволочки, отказ от уже достигнутых договоренностей, выдвижение заведомо неприемлемых условий.

Так уже было после достижения договоренностей между Дмитрием Козаком и Андреем Ермаком. Зеленский даже не пытался их выполнить, испугавшись внутренних сложностей. Это и имел в виду В. Путин, когда заявил, что «Президент Зеленский пришел к власти и вместо того, чтобы их [Минские соглашения] исполнять, подпал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов, как на Украине говорят, "нациков"».

Запад такая линия Киева вполне устраивала: она давала повод для антироссийских санкций и продвижения к российским границам натовской инфраструктуры под предлогом защиты от «российской агрессии». Однако действия Москвы показали, что до бесконечности она терпеть не будет, и Запад был вынужден начать искать пути разрешения конфликта, в том числе и подталкивая Киев к более конструктивной позиции.

В Москве понимают, что даже в случае политического урегулирования в Донбассе нынешний кризис может быть использован как повод для ещё более энергичного продвижения натовской инфраструктуры на восток. Вплоть до оформления членства Украины в альянсе как «компенсации» за выполнение Минских соглашений.

Поэтому сейчас во главу угла ставится получение абсолютно твёрдых гарантий уважения интересов безопасности России и отказ от продвижения НАТО на восток в любой форме. В этом смысле конфликт в Донбассе – лишь часть проблем, осложняющих отношения России и Запада.