Как пишет немецкая ежедневная газета Die Zeit, по информации Немецкого агентства печати между странами НАТО существует неформальная договоренность об отказе от поставок на Украину некоторых систем вооружений.
Как было подтверждено в Брюсселе в кругах альянса, риск прямой военной конфронтации между странами НАТО и Россией должен быть сведён к минимуму. Есть опасения, что Россия может расценить поставки западных боевых танков и самолётов как вступление в войну и принять ответные военные меры. Поэтому подобные системы вооружения на Украину пока не поставлялись.
По информации парламентской группы СДПГ (Социал-демократической партии Германии), об этом неформальном соглашении Берлину известно.
«Комитет по обороне был полностью проинформирован об этом в середине мая», – заявил спикер парламентской группы СДПГ по вопросам оборонной политики Вольфганг Хельмих.
В Германии вызвали дискуссии недавние заявления представительницы той же парламентской группы Симтье Мёллер (СДПГ). Она заявила, «что никаких бронетранспортёров и боевых танков западных моделей на Украину не поставлялось».
Немецкий политик, парламентарий и член делегации Германии в Парламентской ассамблее НАТО Иоганн Вадефуль (Христианско-демократический союз) резко раскритиковал федеральное правительство за то, что оно не упомянуло об этом соглашении во время обсуждения вопроса о поставках тяжёлых вооружений в бундестаге.
«Либо это разгильдяйство вкупе с вопиющей некомпетентностью и невежеством, либо бундестаг и общественность вводят в заблуждение все новыми псевдооправданиями, чтобы замаскировать стратегию систематических проволочек», – заявил он прессе.
В НАТО прокомментировали эту тему лишь в общих чертах. Заявили, что все решения о поставке вооружения в конечном счете должны приниматься отдельными государствами-членами НАТО самостоятельно. Они придерживаются неформальных договорённостей ещё и по той причине, что боятся оказаться без поддержки своих партнёров по альянсу в случае нападения России. Именно поэтому Польша более двух месяцев назад воздержалась от поставок на Украину истребителей МиГ-29 советской разработки.
Главнокомандующий Вооруженными силами США в Европе Тод Д. Уолтерс заявил, что переброска МиГ-29 может быть неправильно расценена спецслужбами РФ. А это приведёт к эскалации конфликта между Россией и странами НАТО. По словам генерала, это чрезвычайно рискованный сценарий.
Соглашения ранее были косвенно подтверждены и президентом Франции Эммануэлем Макроном. В марте, после специального саммита глав государств и правительств стран НАТО по вопросу о поставках вооружений, он заявил: «Есть граница, позволяющая странам не становиться стороной военного конфликта». Эта граница – общая для всех союзников, поэтому никто еще не решился поставить на Украину боевые самолёты.
Представитель ХДС Йоханн Вадепхул обвинил федеральное правительство в нарушении решения бундестага о поставках тяжелых вооружений Украине. «Поставок тяжёлого вооружения Украине не происходит. Этим федеральное правительство нарушает обязательное решение парламента, – раскритиковал он. – Если ситуация не изменится, будет создана комиссия по расследованию!»
Федеральное правительство Германии публично пообещало поставить Украине два типа тяжёлых вооружений: зенитки Gepard и самоходные артиллерийские установки Panzerhaubitzen 2000. Однако Украина требует, чтобы Германия поставила боевые танки и БТР.
На вооружении ВС ФРГ имеются танки типа Leopard и бронетранспортеры Marder. Оборонное подразделение группы Rheinmetall предложило поставлять на Украину бывшие в употреблении образцы и того и другого. Официального ответа федерального правительства пока не последовало.
А вот НАТО защищает Федеральное правительство Германии. «Германия предоставила Украине тысячи единиц оружия, в том числе зенитные и противотанковые ракеты», – заявил его представитель. Также приветствуется и решение Германии о поставке зениток и артиллерийского вооружения Украине.
В альянсе не исключают, что в будущем на Украину всё-таки поступят новые танки и истребители западных моделей. Но для Киева такая позиция и НАТО, и стран-членов альянса – слабое утешение.
Соб. корр. ФСК