Приоритеты восточной политики Польши неизменны

Приоритеты восточной политики Польши неизменны

Размежевание: Польско-российский центр диалога и согласия отказывается от своего имени

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Польский сейм принял решение переименовать Польско-российский центр диалога и согласия (ПРЦДиС), созданный в 2011 г. решением тогдашних премьер-министров Польши и России, в Центр им. Юлиуша Мерошевского и прекратить все контакты с российской стороной. Центр им. Мерошевского сосредоточится на взаимодействии Польши с народами постсоветского пространства (кроме русского народа), информировании народов Западной Европы о происходящем в России и на Украине, а также на «противодействии дезинформации и искажению истории» отношений Польши со странами Восточной Европы.

«После 24 февраля (начало специальной военной операции ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины. – В.Г.) в диалоге с Россией нет смысла. Мы хотим придать деятельности центра более широкий формат. Заняться, прежде всего, поддержкой воюющего за свою независимость и свободу украинского народа и [воюющих] за демократию белорусов. Полностью от России мы не отворачиваемся, но будем поддерживать только ту часть российского гражданского общества, которая хочет перемен и осуждает режим Путина»,заявил директор центра Эрнест Выцишкевич (Ernest Wyciszkiewicz).

ПРЦДиС и до своего закрытия не выполнял возложенных на него функций. Польская сторона использовала эту площадку не для нормализации отношений с Москвой, а для навязывания российской стороне своего болезненного восприятия истории и формирования оппозиционных настроений в российском обществе. Переименование ПРЦДиС в Центр им. Мерошевского лишь более откровенно обозначит иерархию приоритетов в польской восточной политике Польши.

Юлиуш Мерошевский (1906-1976) – осевший в Лондоне публицист-эмигрант, издававший вместе с писателем Ежи Гедройцем (1906-2000) журнал «Культура». Журнал финансировался ветеранами армии Андерса, которых в свою очередь финансировали британские спецслужбы. Гедройц и Мерошевский – авторы геополитической доктрины ULB (Украина – Литва – Белоруссия), согласно которой «независимость» белорусских и украинских земель, в то время двух советских республик (с подразумеваемой перспективой поглощения их Польшей), является обязательным условием геополитической устойчивости Польши. Гедройц и Мерошевский преподносили это как взаимный «отказ поляков и русских от имперских амбиций ради прекращения вековой русско-польской вражды на благо мира в Европе».

Доктрина Гедройца – Мерошевского лишь на первый взгляд кажется способом уравновешивания польско-российских отношений. Её результаты совершенно противоположны.

Во-первых, со стороны России вражды к полякам нет и не надо выдумывать геополитические доктрины для её устранения. Есть стремление Польши вырваться в лидеры Восточной Европы на штыках НАТО, за счёт унижения России. Чтобы Польша поднялась, Россия должна упасть, считают польские политики, и это является истинной причиной вражды поляков к России. «Для Запада мы будем значит ровно столько, сколько будем значить на Востоке», – говорил Мерошевский.

Во-вторых, конструкция ULB должна играть роль буфера между Польшей и Россией, координируя свою политику с Варшавой, но ни в коем случае не с Москвой. Доктрина Гедройца – Мерошевского «цементировала» раздельное существование трёх восточнославянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) без права на интеграцию их в любые союзы без согласия на то Польши.

Польше можно вступать в ЕС, НАТО, Вышеградскую четвёрку. Украине и Белоруссии в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС – нельзя, Польша против. По замыслу Гедройца и Мерошевского, Варшава должна толкать Москву, Минск и Киев к состоянию перманентной конкуренции во избежание их объединения в единое государство или союз государств.

В-третьих, избежать интеграции России, Украины и Белоруссии можно лишь при условии нахождения у власти в Киеве и Минске националистических режимов. Соответственно, в интересах Польши способствовать фашизации политического строя на Украине и в Белоруссии. Гедройц и Мерошевский этим и занимались. Например, не позволяли публиковаться на страницах «Культуры» украинско-канадскому историку Виктору Полищуку, который писал о звериной сущности запрещённой в России ОУН-УПА*. С Полищуком Гедройц общего языка не нашёл, зато нашёл его с «отцом украинского фашизма» Дмитрием Донцовым и идеологом дивизии СС «Галичина» Владимиром Кубийовичем.

В-четвёртых, отказываясь от претензий на Белоруссию и Украину, католическая Варшава отказывалась бы от чужого, а Москве пришлось бы отказаться от своего, поскольку Москва, Киев и Минск – центры исторически единой православной цивилизации.

В-пятых, доктрина Гедройца – Мерошевского – это приговор к бедности для ULB. Пример Украины показывает: отчуждение нынешнего режима в Киеве от России и Белоруссии и его сближение с Западом оказало разрушающее воздействие на жизнь украинцев. Без интеграции трёх восточнославянских столиц стабильного будущего у них быть не может. Литва тоже несёт экономические потери от свёртывания отношений с Москвой.

После 1989 года доктрина ULB превратилась по согласованию с Вашингтоном и Лондоном в магистральное течение восточной политики Польши. Центр им. Мерошевского займётся её пропагандой на постсоветском пространстве, рассчитанной не только на граждан Украины, Белоруссии и «гражданское общество» в России, но, как подчеркнул Выцишкевич, на армян, татар и другие народы Российской Федерации. Вместе с доктриной ULB Варшава несёт этим народам националистические предрассудки, межрелигиозную рознь, состояние войны «всех против всех».

Фото: REUTERS/Kacper Pempel

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться