Москва или Анкара? «Мы ни Турции, ни кому-либо ещё не нужны…»

Москва или Анкара? «Мы ни Турции, ни кому-либо ещё не нужны…»

…Предлагая россиянам привлекательный образ будущего, в котором каждому народу Российской Федерации отведено достойное место

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На Северном Кавказе проживают представители пяти тюркских народов, общая численность которых – около 6,7% (примерно миллион человек) от всего населения региона. Наиболее крупным из них являются кумыки, которых полумиллиона. Они расселены главным образом в Дагестане (где по количеству уступают лишь аварцам и даргинцам), Чечне, Северной Осетии и на Ставрополье. Карачаевцев, вторых по численности, около 220 тысяч, большинство из них проживает в Карачаево-Черкессии. Родственных карачаевцам балкарцев, основная часть которых живет в Кабардино-Балкарии, меньше примерно вдвое: около 110 тысяч. Кроме того, в Дагестане проживает порядка 130 тысяч азербайджанцев (шестой по численности народ республики) и около половины из 80 тысяч ногайцев.

Показательно, что некоторые турецкие СМИ называют КБР, КЧР и Дагестан «автономными тюркскими республиками, не являющимися независимыми», что лишь отчасти соответствует действительности (балкарцы составляют ВСЕГО 12% жителей Кабардино-Балкарии, кумыки, азербайджанцы и ногайцы – порядка четверти всех дагестанцев, карачаевцы и ногайцы – около 45% проживающих в Карачаево-Черкессии).

Несмотря на определённую общность языка и происхождения, тюркские народы Северного Кавказа не представляют собой единого целого. Все они с разной степенью успешности решают стоящие перед ними насущные социально-экономические и общественно-политические задачи, но это не предполагает ни идейного, ни тем более организационного объединения.

Северокавказские тюрки, как и представители других народов региона, ездят (если могут себе позволить) в Турцию с туристическими или деловыми (в первую очередь торговыми) целями. После сворачивания деятельности различных международных, в том числе турецких, неправительственных, благотворительных и культурных организаций (в некоторых случаях эти определения стоило бы взять в кавычки) визуальное турецкое присутствие в регионе значительно сократилось. Количество «Пальмир» и «Шейхов» среди местных заведений быстрого питания сейчас никак не меньше, чем «Стамбулов», а вот парни в красных футболках с турецкой звездой и полумесяцем, в отличие от ситуации двадцатилетней давности, щеголяют значительно реже.

Турецкое присутствие в регионе наиболее заметно в экономической и культурной сферах. Рассмотрим это на примере Дагестана. Турция является одним из крупных торговых партнёров республики (в прошлом году она заняла четвертое место – 17,7 из 214 миллионов долларов общего внешнеторгового оборота; на первом месте Иран с 44 миллионами долларов).

Планы без малого десятилетней давности были еще масштабнее. «Дагестан – это стратегическая площадка для турок, – говорил в 2014 г. руководитель Дагестанского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Анварбек Кадиев. – Это и Каспийское море, и выход на Казахстан, Туркменистан, Китай и другие страны. Экономика Турции не так давно была в таком же состоянии, как в Дагестане. Её спасло развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в Турецкой Республике хорошо развивается туризм, агропромышленный комплекс, текстильное производство. Дагестану не мешало бы перенять опыт у турецких коллег в этом направлении». Надо сказать, за прошедшие годы республика сделала немало успешных шагов в указанных направлениях, но это вряд ли можно приписать сотрудничеству с Турцией: во всяком случае, туризм в Дагестане развивается явно с опорой на собственные силы.

Более показательны дагестано-турецкие связи в культурной сфере. «Сегодня Турция уделяет огромное внимание сохранению и развитию кумыкской культуры и литературы,пишет поэт, прозаик и публицист Багаутдин Узунаев в газете «Литературная Россия». – В течение последних нескольких лет в Турции были проведены масштабные культурные мероприятия, посвящённые юбилеям классиков кумыкской литературы и искусства, наших газет и журналов, ярких событий кумыкской истории и действительности. Издаются красочные календари с указанием юбилейных дат классиков кумыкской литературы». Мероприятия проходили на высоком организационно-идейном уровне: «Гостей чествовали губернаторы вилайетов, мэры городов, представители политических и культурных элит».

Среди множества примеров упоминается издание на турецком языке книги кумыкского поэта Бадрутдина Магомедова «Оборванное стремя», посвящённой часто бывавшему в Дагестане венгерскому тюркологу Иштвану Конгуру. «Вопрос по изданию взяла на себя Международная культуртрегерская турецкая организация «Тюрксой» (TURKSOY – Международная организация тюркской культуры; среди ее «наблюдателей» нет ни одной северокавказской республики. – А.И.), – констатирует автор материала. – Добавим, что большинство «кумыкских» мероприятий в Турции были организованы и проведены этой организацией. Не скупились турецкие культурные власти и на награды для кумыкских деятелей культуры и искусства: ни одно из них не обходилось без вручения дипломов, грамот, медалей и сувениров. Таким образом, сегодня можно сказать, что тот давний лозунг «Кумыки выбирают Стамбул» (название ранней статьи того же автора. – А.И.) оказался «пророческим»: Турция проявляет большое внимание к кумыкам, к кумыкской культуре, не скупится на финансирование событий с кумыкской повесткой».

Среди крупных мероприятий такого рода следует упомянуть девятнадцатую из серии конференций «Пионеры тюркского мира», посвященную известному кумыкскому поэту Ирчи (Йырчи) Казаку в связи со 190-летием со дня его рождения, прошедшую в сентябре 2020 г. TURKSOY организует подобные форумы «с целью популяризации имён выдающихся деятелей тюркских народов, оставивших глубокий след в культуре и искусстве тюркского мира». Как заявил на открытии конференции тогдашний генеральный секретарь TURKSOY Дюсен Касеинов, организация «пристально следит за сохранением культурного наследия тюркских народов и общин, проживающих в других странах». Он отметил, что одним из таких народов с богатой культурой являются кумыкские тюрки, живущие на Кавказе.

Касеинов указал, что Ирчи Казак – «великая личность, о которой мы вспоминаем с уважением и чувством глубокой благодарности, оставила большое литературное наследие для кумыкской, кавказской и мировой словесности. Йырчи Казак, настоящее имя которого – Казак Татархан, создал стихи на богатом литературном языке на различные темы, связанные с моралью, советами, любовью, философией, борьбой за права и справедливость, а также важными историческими событиями. Йырчи Казак, писавший свои произведения на кумыкском языке, был известен и любим в народе как поэт, который не преклонился перед несправедливостью (многие его стихи критикуют тогдашнее социально-политическое устройство общества, призывают к мухаджирству – переселению в Турцию и т. д.). По этой причине считаю, что на каждом из нас лежит определенная ответственность за популяризацию и сохранение для будущих поколений данного бесценного наследия». Мероприятие продолжилось выступлениями учёных и исследователей из Дагестана и Турции о жизни и деятельности Ирчи Казака, а также художественной декламацией его произведений.

Конференции и форумы, проходящие с подобным размахом, не могут не производить впечатления, особенно на контрасте: в России ничего подобного не происходит.

«Мы понимаем, что Москве – не до кумыков, Москва занята более глобальными вопросами, она перестраивает мир на правильный, русский лад. Если ей это удастся, то, возможно, от этого выиграют и кумыки, – рассуждает Багаутдин Узунаев. – А пока большинство «кумыкских» культурных событий происходит в Турции. Тут она как бы приходит Москве на помощь, беря все заботы и хлопоты о кумыкской культуре на себя. Более того, тюркские культуры, встречаясь на турецкой земле, знакомятся друг с другом, сдружаются, и эта дружба продолжается уже на Российской земле, в тюркских регионах: в Уфе, в Казани, Астрахани и др. Что также льёт воду на мельницу укрепления славяно-тюркского мира и единства. Поэтому мы, кумыки, очень рады потеплению турецко-российских отношений, рады дружеским отношениям, сложившимся между Путиным и Эрдоганом, и очень надеемся, что эти события не временные, а вечные – и будут крепнуть день ото дня».

Появление в 2018 году в Агач-ауле памятника турецким интервентам вызвало значительный общественный резонанс

Другая сторона этой медали – появление в социальных сетях наивно-протурецких настроений, обсуждаемых достаточно широкими кругами национальной общественности. Так, до сих пор пользуется относительной популярностью политически нелепая статья азербайджанского журналиста Бахрама Батыева под названием «Возвращение Дагестана в Туран близко!». Вышедшая практически десятилетие назад, недавно она была представлена и в видеоформате.

«Последние события в геополитике Ближнего Востока и Восточной Европы дают Тюркскому миру надежду на усиление своего влияния и возвращение территорий, оккупированных у него Россией, – мечтал в статье, написанной после воссоединения Крыма с Россией, журналист Батыев. – На Кавказе, вокруг него произошли и происходят процессы, которые наконец смогут дать нам возможность вернуть Дагестан в лоно тюркского мира, в качестве его полноценного члена в виде независимого государства. Для этого нужны 5-7 лет активной работы, и вскоре Дагестан, как и Татарстан, Башкортостан, Якутия и другие тюркские регионы России станут независимыми самодостаточными странами – членами тюркского мира, членами будущего великого Турана». Ядром этого «государства», по мысли Бахрама Батыева, должны стать кумыки, а «всячески помогать становлению в качестве независимого кумыкского государства в рамках современной Республики Дагестан» готово «развитое тюркское государство – Азербайджан».

Время доказало абсурдность надежд азербайджанского пантураниста: и пять, и семь обозначенных им лет давно прошли, но ни о каком Туране говорить не приходится (правда, другие его прогнозы, в частности, об азербайджанском блицкриге в Карабахе, были реализованы).

Попытки усиления азербайджанского влияния в Дагестане, в чем бы оно ни выражалось, воспринимаются в республике весьма болезненно и имеют большой конфликтогенный потенциал. Тем не менее изложенная Батыевым политическая программа по-прежнему находит отклик в иных сердцах. «По воле Аллаха равнина Дагестана и Чечни, Осетии, исконно кумыкские земли и весь кумыкский народ войдет в состав Турции, иншалла. Дай Аллах, когда-нибудь чтобы это случилось» (орфография и стилистика оригинала приведены в соответствие с нормами русского языка. – А.И.) – гласит один из недавних комментариев под видеоверсией статьи Батыева. «Кумыки были инициаторами сближения с Турцией. Аварцы и кумыки, которые в лидерах по численности (в Дагестане. – А.И.), точно считают Турцию братским народом», – вторит ему комментатор в паблике «Кумыкия жива» в социальной сети «ВКонтакте».

Ещ` недавно эмблема «Голоса Турции» была такой (сейчас эта картина переместилась на заглавное фото соответствующего паблика, а эмблему сделали современной, убрав лица)

«Я за Туран, так как это союз братских равноправных стран, а не диктатура одной страны. ИншаАллах, Туран создадут, и никакая Западная страна или Россия не смеют больше угрожать мусульманам всего мира», – мечтает некая пантюркистка с ником «Катя Иванова» в одном из многочисленных обсуждений популярного «ВКонтакте» паблика «Голос Турции». «О Туране рано говорить, пока Турция не войдёт в десятку наиболее развитых стран и не заимеет ядерное оружие», – поправляет её более конкретно мыслящий участник разговора. Заметим, что 33-тысячный «Голос Турции» является сейчас, пожалуй, самым крупным сообществом, пропагандирующим в среде российских тюрок (и далеко не только их) протурецкие и пантюркистские настроения, в режиме нон-стоп рассказывая о выдающихся политических и экономических успехах Анкары и спекулируя на теме общей «исторической вины» России перед тюрками, проблемах возвращения представителей диаспоры на историческую родину и т. п.

Пост из крупного (179 т. подписчиков!) паблика «Гачаг» (Абрек), постоянно подчеркивающего «единство», с одной стороны, тюркских народов, с другой — всех кавказских народов вообще, и активно продвигающего эти идеи в молодежной средеПост из крупного (179 т. подписчиков!) паблика «Гачаг» (Абрек), постоянно подчеркивающего «единство», с одной стороны, тюркских народов, с другой — всех кавказских народов вообще, и активно продвигающего эти идеи в молодежной среде

Эти примеры не единичные случаи нездоровой протурецкой экзальтации. Не случайно официальное республиканское РИА «Дагестан» опубликовало в начале марта 2022 г. обращение главы Кайтагского района доктора политических наук Алима Темирбулатова. Призывая земляков к сплочённости на фоне событий на Украине, отмечая, что «всем нам, дагестанцам, сегодня, как никогда, важно быть вместе с народом всей нашей многонациональной и многоконфессиональной России и стойко отвечать на вызовы современности», предостерегая от веры в лживую пропаганду Запада, автор документа напоминает: «Если бы Дагестан не находился в составе такого сильного государства, как Россия, эти же негативные силы Запада, в том числе и некоторых исламских государств, раздирали бы республику на внутренние противоречия, и Дагестану некогда было бы думать об экономическом развитии. Так же, как Украину, нашу республику накачивали бы оружием и под фальшивыми лозунгами создавали бы горячую точку на юге России. A это, кроме как разрушений и кровопролития, ничего бы не дало».

Пример поста из мелкого (несколько сот подписчиков) паблика, декларирующего «единство тюркских народов Кавказа»

«Сегодня дагестанцам не нужно думать о том, как себя защищать от внешних сил самостоятельно, – продолжает Алим Темирбулатов. – Будучи в составе России, наша республика находится под защитой могучего государства. Нам нужно сконцентрировать всю свою энергию на мирный труд и экономическое развитие, a при возникновении таких ситуаций, как сегодня, вместе со всем многонациональным народом России поддерживать нашего Президента и армию, которая является самой сильной в мире. И думать, что нам, мусульманам, было бы лучше стать частью, к примеру, Турции, категорически ошибочное заблуждение. Мы ни Турции, ни кому-либо еще не нужны. Им нужна только стратегическая территория для достижения своих геополитических целей. Это можно понять, видя отношение Турции к своему огромному населению – 25 миллионов курдов, проживающие на ее территории, до сих пор не имеют свою автономию. Поэтому никаких романтических и примитивных настроений на этот счет быть не должно».

Очевидно, что предупреждать о неуместности «романтических и примитивных» протурецких настроений приходится лишь в том случае, если они проявляются в общественном сознании. Понятны и методы борьбы с подобными идеологическими диверсиями: нужно не на словах, а на деле проявлять интерес и уважение к культурным, социальным, образовательным и иным особенностям всех народов России, вне зависимости от их численности, предлагая россиянам – не только северокавказцам – четкий и привлекательный образ будущего, в котором им отведено достойное место.