Национализация иностранных компаний – условие обеспечения национального суверенитета

Национализация иностранных компаний – условие обеспечения национального суверенитета

Суверенитет России не может быть частичным

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

17 июня на Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин сказал очень правильные слова: «Суверенитет в XXI веке не может быть частичным, фрагментарным, все его элементы одинаково важны... Нам важно не только отстаивать свой политический суверенитет, национальную идентичность, но и укреплять всё то, что определяет экономическую самостоятельность страны, финансовую, кадровую, технологическую самостоятельность и независимость».

Действительно, суверенитет России не может быть частичным. И важнейшим условием его достижения является национализация компаний, принадлежащих иностранному капиталу. Без этого шага Россия не сможет иметь самостоятельность в тех сферах, которые упомянул президент: экономической, финансовой, кадровой, технологической. И я еще бы добавил: политической. Это аксиома, проверенная путем национализаций иностранных компаний в разных странах мира на протяжении более чем вековой истории.

С начала прошлого века национализации проводились в десятках стран, их можно разделить на несколько видов в зависимости от преследуемых целей.

Первый вид – сплошные национализации, преследующие цель переустройства социально-экономической модели государства. Наиболее яркий пример – национализации, которые проводились в Советской России под флагом социалистической революции после 1917 года. После Второй мировой войны подобные национализации проводились в странах народной демократии Восточной Европы, которые становились на путь социализма.

Второй вид – временные, или «технические» национализации отдельных компаний и банков для их финансового оздоровления, предотвращения банкротств. Средства государственной казны направляются на выкуп акций частных бизнес-структур; через некоторое время государство из капитала таких структур выходит. Яркий пример – временные, или «технические» национализации крупнейших банков США и Великобритании во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Третий вид – национализации, преследующие цель освобождения страны от колониальной и неоколониальной зависимости, их острие направлено на компании, принадлежащие иностранному капиталу.

На протяжении трех десятилетий Россия находилась в сетях полуколониальной зависимости от Запада. Важнейшим элементом этого механизма зависимости является западный капитал. Росстат уже несколько лет назад перестал публиковать важнейшие статистические данные о месте иностранного капитала в российской экономике. Но согласно последним доступным данным Росстата, в 2015 году доли компаний с участием иностранного капитала в общем объеме уставных капиталов всех форм собственности были равны: в торговле – 81%, пищевой промышленности – 66%, добывающей промышленности – 42%. По более поздним годам имеются лишь экспертные оценки. Согласно расчетам академика С.Ю. Глазьева, на сегодняшний день около 50% активов российской промышленности принадлежит нерезидентам.

Иностранный капитал работает как мощный насос, выкачивающий природные и финансовые ресурсы из нашей страны. Согласно данным платежного баланса РФ (составляемого Банком России), из страны только за последние семь лет (2015-2021 гг.) были выведены причитающиеся иностранным инвесторам доходы на сумму 600 млрд. долл. А это, между прочим, равно двум годовым бюджетам Российской Федерации.

Другая неприятность, порождаемая присутствием иностранного капитала в стране, заключается в том, что по команде из Вашингтона, Лондона и Брюсселя западные компании могут останавливать свою работу или иным образом дезорганизовывать экономическую жизнь. Нынешняя санкционная война коллективного Запада против России это ярко продемонстрировала.

Очевидно, что для России, желающей восстановления своего национального суверенитета, актуальной становится задача проведения национализации третьего вида.

Отдельные случаи таких национализаций происходили еще до Второй мировой войны. 18 марта 1938 года в Мексике президент Ласаро Карденас подписал указ об экспроприации активов нефтяной промышленности, в которой действовало 170 компаний. Де-юре они были мексиканскими, но по капиталу – почти полностью иностранными. С тех пор 18 марта каждый год отмечается как гражданский праздник Мексики. 7 июня 1938 года президент Мексики издал указ о создании национальной компании Petróleos Mexicanos (PEMEX) с исключительными правами на разведку, добычу, переработку и коммерциализацию нефти в Мексике.

После Второй мировой войны Советский Союз всячески оказывал содействие странам третьего мира в освобождении от колониальной и неоколониальной зависимости. Одной из целей набиравшего силу национально-освободительного движения в развивающихся странах стала национализация иностранного капитала.

Очень резонансной была история национализации иранской нефтяной промышленности в начале 50-х годов, которая продемонстрировала, что Запад готов защищать позиции своих корпораций в развивающихся странах любой ценой. Тогдашний премьер-министр Ирана Мохаммед Моссадык сумел добиться принятия 20 марта 1951 года закона о национализации нефтяной промышленности. Он стал основанием для национализации Англо-Иранской нефтяной компании. Реакцией Лондона на национализацию явился организованный в 1953 году британскими спецслужбами и ЦРУ США государственный переворот. Правительство Моссадыка было свергнуто, а нефтедобыча возвращена английским хозяевам. В 1954 году Англо-иранская нефтяная компания была переименована в «Бритиш Петролеум» (British Petroleum – BP).

На сегодняшний день вся нефтедобыча и газодобыча вместе с переработкой углеводородов в Иране находятся в ведении министерства нефти и принадлежат государственным организациям: Национальной иранской нефтяной компании (National Iranian Oil Company, NIOC), Национальной иранской газовой компании (NIGC) и Национальной иранской нефтехимической компании (NPC).

Национализации нефтяных компаний проводились и в других странах, иногда это обходилось без переворотов. Например, в 1962 правительство Цейлона (Шри-Ланки) без особых последствий национализировало активы нефтяной компании, частично принадлежавшей англо-голландской Royal Dutch Shell.

В Саудовской Аравии с 1933 года действовала американская нефтяная компания California Arabian Standard Oil Company, в 1944 году она была переименована в Aramco (Saudi Arabian Oil Company). В 1972 году Эр-Рияду удалось добиться получения 20% в капитале Aramco. А в 1980 году правительство полностью национализировало Aramco, которая сегодня является крупнейшей в мире нефтедобывающей компанией.

Национализировались также компании других отраслей добывающей промышленности. Так, в Замбии в 1968 году правительство Кеннета Каунды национализировало медную промышленность, представленную Anglo-American Corporation и American Metal Climax.

В 1972 году в Чили пришедшее к власти социалистическое правительство Сальвадора Альенде провело национализацию промышленности по добыче меди (одна из главных отраслей чилийской экономики). Из страны были изгнаны хозяйничавшие в отрасли американские компании Anaconda, Kennecott и Cerro. В 1973 году спецслужбы США организовали государственный переворот и убийство президента Альенде. Американский капитал вернул свои позиции в медно-добывающей промышленности Чили.

Национализации подвергались и другие объекты, находившиеся под контролем западных государств. Во второй половине 40-х годов в Аргентине была проведена национализация железных дорог. В 1956 году правительство Египта национализировало Суэцкий канал. Он находился в собственности компании "Суэцкий канал", принадлежавшей английскому и французскому капиталу. Установление контроля над каналом имело большую военно-политическую значимость. Кроме того, Египет рассчитывал на получение средств от эксплуатации канала для пополнения государственной казны и постройки Асуанской плотины. Британский премьер-министр Энтони Иден в ходе переговоров с США заявил, что «устранение Насера и создание в Египте режима, менее враждебного Западу, являются наиболее важными целями». Однако все попытки Запада по устранению президента Египта провалились. Насер подчеркнул, что «все акционеры и держатели учредительных акций получат возмещение за свои акции по их котировочной стоимости на парижской бирже ценных бумаг в день, предшествующий вступлению в силу настоящего закона».

В следующем, 1957 году в Шри-Ланке была проведена национализация британских военных баз – авиационной в Катунаяке и военно-морской в Тринкомали. Тут доминировали политические соображения.

Интересным является опыт национализаций на Кубе после революции 1959 года. Первоначально правительство Фиделя Кастро не планировало проводить сплошную национализацию, но США сами подтолкнули к этому власти Кубы. Толчком стал отказ американских НПЗ перерабатывать сырую нефть, полученную из СССР. Столкнувшись с перспективой отсутствия нефти, Куба национализировала три американских нефтеперерабатывающих завода. Это усилило санкционное давление США на Кубу. Гавана ответила национализацией всей американской собственности. Позднее была проведена национализация частных компаний, принадлежавших кубинцам, которые симпатизировали диктатуре свергнутого в ходе революции Батисты.

Спектр мнений по поводу сегодняшних действий России в отношении иностранного капитала из недружественных стран очень широк. От заморозки (перевод предприятия под управление временной администрации на время действия санкций) до национализации. Многие российские политики и чиновники высказались в пользу национализации. Так, 10 марта зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство РФ уже прорабатывает возможность банкротства и национализации имущества иностранных компаний, уходящих с российского рынка.

Идет пятый месяц санкционной войны, но до сих пор мне неизвестно ни одного случая национализации иностранных компаний. 1 июля многие российские СМИ сообщили, что наконец-то зафиксирован первый случай национализации иностранного капитала. Объектом национализации назвали компанию «Сахалин Энерджи», являющейся оператором проекта «Сахалин - 2». Важная часть проекта – завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Владельцами компании являются российский «Газпром» (50% плюс одна акция), англо-голландская Shell (27,5% минус одна акция), а также японские Mitsui & Co (12,5%) и Mitsubishi (10%). Авторы этой сенсации ссылаются на Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2022 № 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В документе говорится о том, что правительству поручается создать общество с ограниченной ответственностью (ООО), которому будут переданы права, обязанности и имущество «Сахалин Энерджи». В капитал нового общества войдет российский «Газпром». Что касается иностранных акционеров «Сахалин Энерджи», то для них возможность вхождения в капитал нового общества не закрывается. Скорее всего, японские акционеры «Сахалин Энерджи» этой возможностью воспользуются, а вот Shell из игры выйдет. По сути, мы имеем дело не с национализацией, а реорганизацией проекта «Сахалин – 2» (исключение из проекта англо-голландской Shell).

Продолжающаяся санкционная война Запада против России неизбежно потребует настоящих национализаций иностранного капитала.