Выступая накануне на Всемирном правительственном саммите в Дубае, премьер-министр Испании Педро Санчес обрушился с критикой на социальные сети, назвав их никем не контролируемой территорией, «где царит беззаконие».
«Социальные сети превратились в несостоявшееся государство – место, где законы игнорируются, преступления терпят, а дезинформация ценится выше правды. Instagram* обвиняли в слежке за миллионами пользователей Android по всему миру. [Запрещённый в России] Facebook* использовался для проведения сотен кампаний по распространению дезинформации и иностранного вмешательства во время национальных и региональных выборов. Все эти случаи реальны, произошли не так давно и представляют собой лишь верхушку айсберга – небольшую выборку множества преступлений и злоупотреблений, происходящих в соцсетях каждый день», – подчеркнул испанский премьер.
При этом, по словам Санчеса, возможность покинуть социальные сети каждому, кто недоволен их политикой, представляет собой лишь иллюзию выбора, ибо для многих, и прежде всего для детей и подростков, «соцсети стали неотъемлемой частью жизни и реальности».
«Поэтому, если мы хотим их защитить, у нас есть только один выход – вернуть контроль. Мы должны позаботиться о том, чтобы эти платформы соблюдали правила, как и все остальные», – резюмировал политик.
Звучит вроде складно и даже правильно, но один важный нюанс заставляет усомниться в искренности Санчеса и всех прочих борцов с бесконтрольностью социальных сетей в Евросоюзе. До того момента, когда у власти в США были их друзья глобалисты, пока Илон Маск не купил «Твиттер»*, превратив его в сеть X* [заблокирована в РФ], пока независимые от Запада Telegram и TikTok не приобрели в Европе такое распространение, никого из европейских политиков не беспокоила ситуация с уязвимостью простых пользователей перед всевластием сетевых модераторов.
Быть может потому, что контроль за модерацией находился в руках тем самых глобалистов, что их, разумеется, вполне устраивало.
Теперь ситуация изменилась, и Педро Санчес предлагает меры, за версту отдающие диктатурой, за что упомянутый уже Илон Маск назвал его «настоящим тоталитарным фашистом».
Несдержанность американского мультимиллиардера вполне понятна. Не далее как третьего дня парижская прокуратура провела обыск в офисе соцсети X, а самому Маску была вручена повестка с требованием явиться на допрос 20 апреля 2026 года.
Как сообщает телеканал CBS, расследование в отношении неугодной социальной сети началось ещё год тому назад, в январе 2025-го, когда депутат Национального собрания Франции Эрик Боторель выразил беспокойство относительно системы рекомендаций соцсети. Позже к проверкам сети Х присоединились Европол и подразделение французской жандармерии по борьбе с киберпреступностью.
«Компания Х уже назвала данное расследование «политически мотивированной атакой на свободу слова» и отказывается раскрывать алгоритмы рекомендаций, а также предоставлять данные о пользователях», – отмечает CBS.
В свою очередь владелец другой крупной социальной сети Павел Дуров, сам какое-то время проведший во французской тюрьме после того, как Эмманюэль Макрон лично пригласил его на дружеский ужин, поддержал Маска, заявив, что «Франция – несвободная страна».
«Французская полиция в настоящее время проводит обыск в офисе X в Париже. Франция – единственная страна в мире, которая уголовно наказывает все социальные сети, предоставляющие людям хоть какую-то свободу [Telegram, X, TikTok…]. Не заблуждайтесь: это не свободная страна», – подчеркнул создатель Telegram.
Кстати, в том, что касается фактов распространения дезинформации и якобы вмешательства соцсетей в различные выборы, о которых говорил Санчес, то недавнее расследование администрации сети TikTok доказало, что руководство ЕС использует подобные инсинуации как средство борьбы с неугодными политиками в Европе.
Речь идёт об обвинениях, звучавших из уст главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в адрес России, в том, что Москва якобы использовала TikTok для вмешательства в президентские выборы в Румынии в 2024 году на стороне оппозиционного кандидата Кэлина Джорджеску.
И вот теперь официально: в докладе по итогам расследования юридического комитета палаты представителей Конгресса США сказано, что администрация соответствующей соцсети после тщательного изучения представленных обвинений не нашла никаких признаков стороннего вмешательства в румынские выборы в пользу кого-либо из кандидатов.
А ведь отмена решением Конституционного суда Румынии итогов голосования в первом туре, где победу одержал Джорджеску, де-факто базировалась исключительно на домыслах о российском вмешательстве в избирательный процесс, в том числе через ботов в TikTok.
И что теперь? Еврокомиссия, румынские власти и Конституционный суд отменят своё решение, извинятся перед Кэлином Джорджеску и вернут ему украденную у него победу? Да, как бы не так. Всё ведь закончилось к вящей радости глобалистов, чей кандидат Никушор Дан и стал в итоге новым президентом Румынии.
И в этом смысле борьба с социальными сетями нужна европейской политической элите не столько ради получения полного контроля над ними, сколько как возможность получить дополнительные инструменты манипуляции общественными настроениями.
Причём это работает в любую сторону. Скажем, власти Украины, осознавшие, что отвертеться от проведения в обозримом будущем новых выборов президента и Верховной рады всё же не удастся, решили ограничить предвыборную агитацию отдельных политиков и политических сил исключительно форматом соцсетей.
При этом распространение любых материалов о кандидатах через иностранные СМИ будет под полным запретом. Причина: в первом случае проще отследить движение денежных средств, потраченных на избирательную кампанию, и таким образом появляется возможность держать политических оппонентов под контролем.
В то же время власти Франции больше боятся именно социальных сетей, чем по большей части подконтрольным им СМИ, оттого-то всеми силами пытаются ограничить их свободу и получить возможность влиять на сетевые алгоритмы.
А в качестве аргумента за фактическое введение цензуры опять используется тема заботы о детях, которым, по версии европейских политиков, свобода социальных сетей якобы угрожает страшными бедами.
Вот только, как признался на днях главный редактор австрийского телеканал AUF1 Стефан Магнет, истинная цель ограничения доступа к соцсетям для несовершеннолетних, – для чего регистрация на платформах будет доступна только при наличии паспорта, – в тотальном контроле за частным мнением и общественными настроениями в Австрии и других европейских государствах.
И для достижения этой цели все средства хороши: сканирование лица, распознавание голоса, анализ поведения. Европа, а как подтверждает Европейская комиссия, в ЕС уже работают над созданием подобной системы, будет тщательно следить за тем, кому и за что её граждане ставят «лайки», какие страницы посещают, на какие подписываются, с кем из людей поддерживают контакт.
Оно и понятно: «цифровая диктатура» – дело серьёзное и мелочей в этом деле быть не может.