Нукус – первые выводы после подавления беспорядков

Нукус – первые выводы после подавления беспорядков

Методички Джина Шарпа писались не зря

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Итак, каракалпакский мятеж локализован. Ценой человеческих жертв. Как сообщил командующий Национальной гвардией Узбекистана Рустам Джураев, в ходе беспорядков погибли 18 человек, 243 пострадали, а 516 человек (зачинщики беспорядков) арестованы и водворены в места предварительного заключения.

Политолог Аждар Куртов говорит: «Ташкент обладает достаточными силовыми и экономическими ресурсами, чтобы купировать акции протеста. Возможно, в руководстве Узбекистана увлеклись либерализацией политической жизни, теперь эта политика будет отчасти пересмотрена. В любом случае я не вижу угроз для устойчивости режима».

Тем не менее режиму Мирзиёева был нанесен ощутимый удар, который заставил президента Узбекистана внести предложение отказаться от возбудивших страсти поправок в Конституцию.

На самом деле, вопрос окончательно еще не решен, так как поправки вносил не президент, а конституционная комиссия, фактически – парламентарии, и они считают их правильными. Одилжон Тожиев, вице-спикер законодательной палаты олий мажлиса Узбекистана, пресс-секретарь комиссии по реформе Конституции говорит: «Подчёркиваем, что представленный конституционной комиссией законопроект в конечном итоге станет выражением устремлений и чаяний народа Узбекистана, в том числе каракалпаков. Провокаторы, пытавшиеся вызвать массовые беспорядки, не представляют общего мнения каракалпакского народа».

То есть гипотеза о том, что ситуация с поправками была провокацией чиновников, появилась неспроста. Особенно с учетом того, что в обозримом будущем Каракалпакстан не собирался отделяться от Узбекистана, да и сделать это через референдум технически сложно, если не невозможно. Во всяком случае так было. Теперь же, можно не сомневаться, каракалпакский мятеж превратят в символ и рычаг дестабилизации Узбекистана, хотя компромисс, предложенный Мирзиёевым, в обществе восприняли очень положительно.

Пока конфликт рассматривают как естественное противостояние коренных жителей Каракалпакстана, защищающих своё национальное лицо и свой суверенитет на фоне попыток превращения Узбекистана в государство-нацию. Возможно, чиновники-нацпаты сознательно прижимают местных, не думая (или напротив?), что это приведет к дестабилизации внешне спокойного Узбекистана?

Между тем уже выявлена организационная составляющая этого якобы стихийного бунта. Спецслужбы обнаружили списки кураторов, которые распространяли среди митингующих психотропные вещества, деньги и другие предметы. Кроме того, визуальное наблюдение позволило определить, что зачинщики и самые активные участники беспорядков были поголовно одеты в красные футболки. Выводы делать рано, но методички Джина Шарпа писались не зря.

Красные футболки и кураторские списки

Красные футболки и кураторские списки

Сам Мирзиёев на встрече с жителями махалли «Жеттитерек» города Нукуса сказал: «Я объявил чрезвычайное положение. Это – гарантия мира и спокойствия. Мы все должны думать о безопасности нашего народа. Если погибнет даже один человек, это всё равно трагедия для народа. А теперь представьте: они взяли в руки оружие, стреляли в сотрудника Национальной гвардии, оказали сопротивление армии, пытались совершить переворот. Это что такое? Этими людьми управляют извне, а они «пляшут под их музыку». Мы этого не допустим. У нас достаточно и сил и возможностей и мы восстановим мир в Каракалпакстане. Нужно задержать всех этих потерявших совесть молодчиков, закон должен быть превыше всего, а наказание должно быть неотвратимым».

Фото: kazakh24.info

Отметим, что все среднеазиатские соседи поддержали действия Мирзиёева по Каракалпакстану, а президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, знакомый с внутренним бунтом, выразил «полную поддержку принятым мерам по пресечению противозаконных действий и обеспечению стабильности» и отметил своевременность решений Ташкента по обеспечению стабильности. Свою поддержку решительным мерам Мирзиёева выразил и президент России.

Конечно же, любопытна внешняя реакция на события в Нукусе. Она тоже характерна. 4 июля Европейский союз призвал Узбекистан «к открытому и независимому расследованию насильственных событий в Каракалпакстане». 5 июля верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала Узбекистан без промедления провести независимое и прозрачное расследование.

Директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс заявила, что узбекские власти должны немедленно раскрыть, что именно произошло в Нукусе, и призвала официальный Ташкент провести беспристрастное, независимое и тщательное расследование применения силы против протестующих, обеспечив справедливый суд над виновными.

Международные правозащитные организации выразили недовольство тем, что задержанных по подозрению в причастности к массовым беспорядкам содержат в СИЗО Хорезма и Бухары, а не в Нукусе.

В Вашингтоне дали понять, что обеспокоены и тут же поспешили подтвердить свою поддержку демократизации и территориальной целостности Узбекистана.

А 5 июля со стороны Афганистана была обстреляна реактивными снарядами махалля «Мажнунтол» в городе Термезе. Обошлось без жертв.