Олег Стеняев

О пораженческой ереси

Когда богослову лучше… богословствовать

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Есть в Москве замечательный миссионер батюшка Олег Стеняев. Наряду с А.Л. Дворкиным и киевским профессором В.М. Чернышевым он сегодня, пожалуй, самый действенный обличитель сектантства. А вот в отношении украинства (частного случая ереси этнофилетизма) о. Олег неожиданно оказался «по ту сторону»...

Священноначалие УПЦ (МП), «освящающее» войну с «агрессором», батюшка сравнил с со святым равноапостольным Николаем Японским. Святитель, как мы знаем, в 1904 году благословил свою японскую паству на войну с Россией. По сути, о. Олег повторил «аргументацию», которую украинские «богословы» подвели под разрыв УПЦ с Московским патриархатом.

Фонд стратегической культуры уже обращал внимание на несостоятельность подобной аналогии. Ведь русско-японская война 1904-1905 гг. была столкновением не просто разных стран и народов, но разных цивилизаций. Нынешняя же брань – междоусобная и братоубийственная. Таковой её с 2014 года признаёт и УПЦ (МП). Получается, что священноначалие УПЦ благословляет своих чад на братоубийственную войну. Причём благословляет лишь ту часть паствы, которая поддержала государственный переворот 2014 года. А вот православных Юга и Востока Украины, которые не признают законным установившийся киевский режим, а себя именуют не украинцами, а русскими, УПЦ (МП) защищаться от карателей не благословляет. И о. Олег Стеняев, по сути, оправдывает такой подход.

Для него, правда, все жители Украины – не русские. «В Библии сказано, что Бог для каждого народа положил пределы обитания, и не надо говорить, что мы один народ, – повторяет русский православный миссионер мантры украинских русофобов. – Если мы две разных страны, то это уже не один народ. Страна налагает на каждого подданство, и он должен помнить о своей стране, как о некоей границе ответственности, которая очерчена рукой Бога. По воле Творца мы рождаемся в этом народе, в этой стране, в этой семье».

Оставим в стороне упоминания о подданстве – понятии, вообще-то, относящемся к монархической форме правления, ненавистной украинским единомышленникам о. Олега. Куда более печалит другое – утверждение о том, что «этот народ» и «эта страна» созданы «по воле Творца». Не по Его попущению за грехи наши разорвана была на всяческие украины страна, призванная хранить православие до скончания века, а «по воле». Значит, те, кто пытаются восстановить эту страну без кавычек, – что кремлёвские правители, что донбасские ополченцы, что оставшиеся верными киевляне, – поступают против воли Творца?

Обратим внимание на то, с какой готовностью сие «откровение» подхватила информобслуга Киевской митрополии УПЦ (МП), доведя до «логического» конца: «Протоиерей РПЦ Олег Стеняев отметил, что украинцы и россияне не являются одним народом, поскольку живут в разных государствах». Вершина этнологической и политологической мысли!

Но, допустим, и для одного из образованнейших священников «украинцы» и русские  – совершенно разные народы, а Украина – «страна, границы которой очерчены рукой Бога». Странно, но допустим. Однако очерчены ли Богом в таком случае границы новых образований – ДНР и ЛНР? В конце концов, нынешние границы Российской Федерации с Крымом в её составе?

Конечно, если Бог очерчивает границы не в соответствии со Своим замыслом о народе, а в интересах  политической верхушки (которая сегодня есть, а завтра исчезла), тогда понятна апология о. Олегом Стеняевым митрополита Онуфрия, которого «ругают», дескать, исключительно «невежественные люди»: «Митрополит Киевский должен быть с Киевом. Митрополит Украинский – с украинской паствой. Он должен думать о них день и ночь, особенно о тех, кто в окружении оказался, кто ранен. Точно также глава Русской церкви должен думать о нашем народонаселении». То есть не с Вечной Истиной должен быть предстоятель, а с теми, кто у власти. В крайнем случае – с народонаселением. Причём только с той частью народонаселения, которая попадает в котлы благодаря военному «гению» своих предводителей, будь они хоть трижды антиправославными.

Поведение священноначалия УПЦ (МП) напомнило мне историю из далёкого детства. Идя на тренировку по дзюдо через «чужой раён», я увидел, как пара моих ровесников во главе с «королём двора» издевалась над местным тютей. И хотя в секции учили, что мы ни в коем случае не должны демонстрировать боевое искусство на улице, тут я, наконец, дорвался. Однако пришлось положить не троих, а... четверых. Потому что тютя присоединился к своим обидчикам. Они-то «свои», а я –  проходящий. Так и для УПЦ (МП), несмотря на десятилетия гонений, все  эти Кравчуки, Ющенки, Порошенки и Зеленские –  куда более свои, нежели далёкий московский патриарх.

Однако для святителя Николая Японского Москва была ещё дальше. При этом ни от России, ни от Российской церкви он, в отличие от нынешних тють, не отрекался. Поэтому можно согласиться с о. Олегом в том, что «святитель создал прецедент, как грамотно с библейской святоотеческой точки зрения надо вести себя в подобной сложной ситуации». Но если уж современный миссионер рассматривает позицию святителя со святоотеческой точки зрения, значит, и его собственные воззрения подпадают под такой же разбор. И тогда его поддержка деятельности священноначалия УПЦ (МП), направленной на разрыв заповеданного единства, в определённом смысле  – ересь. Ведь ересь –  это не только учение, противоречащее вероучению Церкви (о том же единстве). Согласно «Пространному христианскому катехизису», ересь – это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине». И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе.

Русско-японская война стала преддверием Первой мировой и запустила череду революций, погубивших последнее православное царство. В числе предавших царя оказались не только генералы, но и духовенство. А в числе выигравших от того –  сепаратисты всех мастей. Война на Украине есть, по сути, первый акт третьей мировой. И сейчас, когда большая страна начинает, наконец, приходить в себя, хорошо бы и кому-то из духовенства лучше вспомнить уроки столетней давности.