Херсон – заметки участника референдума

Херсон – заметки участника референдума

Перемены, которые потом назовут историческими

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На 27 сентября в результате обработки 100% избирательных бюллетеней стало известно, что 87,05% жителей Херсонской области проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации. ЦИК признали референдум состоявшимся и утвердил результаты голосования. По данным избиркома, участие в референдуме в Херсонской области принял 571 001 человек, что составляет 76,86% от списочного состава избирателей.

Результаты голосования на референдумах о вхождении в состав РФ по другим регионам следующие.

ДНР: за – 99,23% при явке 97,51% (2 131 207 человек).

ЛНР: за – 98,42% при явке 94,15% (1 662 607 человек).

Запорожская область: за – 93,11% при явке 85% (541 093 человека).

Стало известно, что главы республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей отправятся в Москву, чтобы передать президенту РФ Владимиру Путину обращение о вхождении регионов в состав России.

А укры ничего не успели. Они готовились, исходя из стандартной схемы голосования. Референдумы планировалось сорвать ударами по избирательным участкам, а также обстрелами «по площадям», вынуждая людей в день голосования оставаться дома. Был расчёт и на запугивание: предполагалось разогнать по соцсетям призывы к «лояльным» фиксировать тех своих соседей, которые пойдут на участки для голосования. Однако «внезапность» в проведении референдумов и их неожиданный формат не дали времени украинским спецслужбам на подготовку схем противодействия. Даже привычный поток фейков был, я бы сказал, без огонька.

Организаторы референдума пошли нестандартным путём. Голосование продлилось пять дней. В Херсонской области оно проходило на стационарных участках лишь в последний день, а до этого – путём обхода по домам. Адреса стационарных участков при этом названы не были. В сельской местности подомовой обход был основным методом работы.

Собственно, стационарные участки были открыты и в первые четыре дня, об их местонахождении можно было узнать из репортажей СМИ, объявлений на участках и на улицах, но после каждого дня голосования участки меняли своё местоположение. Опасностью ударов с украинской стороны здесь не пренебрегают.

Мой товарищ, работавший членом избирательной комиссии, в один из дней проведения референдума рассказывал: «Там, где я, на участке куст из 15 сёл. Некоторые стационарные участки, но не все, с первого дня работают в городах параллельно с выездными комиссиями. 15-20% явки для первого дня вполне прилично. Все нормально. Базируемся в сельсовете, питаемся консервами, спим на полу в спальниках в обнимку с оружием по очереди на всякий случай. Но думаю, что вряд ли что-то будет, больше перестраховываемся». Ничего и не было, но предосторожность («в обнимку с оружием») была нелишней. Сегодня это черта перелома, происходящего в жизни херсонцев.

В самом Херсоне точки голосования размещались в людных местах, на рынках, остановках и просто во дворах. Я, к примеру, планировал голосовать в понедельник 26 сентября, во время поездки в центр города, но, выйдя в воскресенье в магазин, увидел мобильный участок прямо во дворе (такие же были и у рынка в спальном микрорайоне) и тут же проголосовал. В последний день голосования выездные комиссии выезжали по заявкам к маломобильным гражданам; пять дней голосования позволили сделать это, не вызывая ажиотаж на участках.

Страх, который пытается насаждать «активное меньшинство» тех, кого в народе метко прозвали «ждуны», постепенно уходит. Люди уже не боятся вступать со «ждунами» в открытые дискуссии. Они увидели положительные перемены в своей жизни – в социальном обеспечении, медицинском обслуживании, многом другом. И понимают, что это только начало.

Для тех жителей Херсона, кто сердцем всегда был с Россией, референдум стал праздником, который ждали кто восемь лет, а кто больше тридцати… И таких в Херсоне оказалось много. Они верят, что для них начинается новая жизнь, и обмануть их веру нельзя.

Не стали помехой для референдума удары ВСУ по Херсону и особенно по Новой Каховке. Целью ударов дважды становились переправа, по которой в город поставляют продукты и предметы первой необходимости, а также управление МЧС и пожарная часть – службы, отвечающие за спасение человеческих жизней.

Было попадание ракеты в гостиницу в центре города, где жили российские журналисты. Был один прилёт был в частный сектор неподалеку от здания Пенсионного фонда, который, скорее всего, и являлся целью атаки.

Жертвами стали три человека, среди них – живший в той же гостинице, что и журналисты, видный общественный деятель Херсонщины, предприниматель, бывший депутат Верховной рады Алексей Журавко, человек удивительной судьбы, занимавшийся социальной реабилитацией инвалидов...

И всё же «украинская месть», оставляя трагический след, не в силах остановить перемены, которые происходят в жизни Херсонщины. Исторические перемены, как скажут потом.

Херсон, 28 сентября 2022 года