«Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат» в Арктике

«Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат» в Арктике

Боевые ледоколы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На днях в Министерстве обороны РФ было принято решение о строительстве новых боевых ледоколов проекта российских  вспомогательных дизель-электрических судов нового поколения 21180/21180М. В России существуют два подобных мощных корабля – «Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат». Сейчас идет работа над обновленным проектом третьего ледокола этой серии.

Идея вооружения гражданских ледоколов зародилась в СССР в 1930-е годы, когда поняли, что на сухогрузных судах класса проекта 5 можно размещать артиллерийские установки и крупнокалиберные пулеметы. Во время Великой Отечественной войны ледоколы, оснащенные вооружением, оказались очень востребованны. Во время летней навигации они выходили на трассу Северного морского пути для проводки караванов судов, осенью возвращались в Белое море, где занимались сопровождением союзных конвоев.

На первом в мире атомном ледоколе «Ленин» была предусмотрена установка счетверенных 45-миллиметровых автоматических пушек, но боекомплект и прочее оборудование находились в погребах.

На атомных ледоколах проекта 10520 «Арктика», строившихся в 1970-е и 1990-е годы, было предусмотрено использование более мощного вооружения, но оно не устанавливалось.

Боевые ледоколы стали необходимыми в последнее время, когда в Арктическом регионе были обнаружены несметные запасы углеводородов. Здесь нужны не только гражданские суда с необходимым оснащением, но и военные корабли.

Американцы надеялись, что склонят Москву к тому, чтобы отложить свои планы, но, как показывает решение Министерства обороны РФ, Арктика остается в сфере главных приоритетов России.

«Илья Муромец», первый за 45 лет корабль, созданный исключительно для интересов министерства обороны, уже стал причиной головных болей в Вашингтоне. Сейчас этот мощный многофункциональный корабль, предназначенный как для мирных, так и военных целей, несет службу на Северном флоте.

В январе 2023 года начались государственные испытания ледокола «Евпатия Коловрата». Его будущим пунктом постоянного базирования станет Петропавловск-Камчатский. Приём корабля в состав ВМФ России ожидается в текущем году.

Военные аналитики все чаще обсуждают идею создания Арктического флота как одной из структур ВМС России. И строительство боевых ледоколов – шаги к её осуществлению. Усилить группировку способен головной военный патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин», который ещё называют сторожевым ледоколом. Этот универсальный корабль с современным вооружением предназначен не только для военных целей, но и для проводки сухогрузов и танкеров в северных широтах, участия в спасательных операциях, обеспечения океанологических экспедиций. «Иван Папанин» должен войти в строй  до конца 2023 года.

Ледокол Иван Папанин

"Иван Папанин"

Ведется строительство еще одного патрульного ледокола того же проекта, что и «Иван Папанин». Это «Николай Зубов». Сдача корабля в эксплуатацию намечена на 2024 год. 

Состав ВМФ России усилит недавно совершивший переход из Белого моря в Баренцево новейший атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов». К нему присоединится однотипный корабль «Александр III», экипаж которого готовится к заводским и государственным испытаниям.

"Генералиссимус Суворов"

В последние годы Россия возводит инфраструктуру в Арктике и размещает там силы прикрытия Северного морского пути. Для этого создано объединённое стратегическое командование Северный флот, которое управляет, кроме прочего, воинскими частями, выделенными из состава Западного, Центрального и Восточного военных округов.

США пока «раскачиваются». Американская Береговая охрана США имеет в своем составе четыре средних и два тяжелых дизельных ледокола, построенные в 70-х и 90-х годах. По всей видимости, вскоре подойдет к концу срок эксплуатации одного из них – USCGC Polar Star (WAGB).

В июне 2020 года президент Трамп подписал Меморандум о защите национальных интересов США в регионах Арктики и Антарктики.  Согласно этому документу, к 2029 году должен быть создан флот ледоколов для «обеспечения полярной безопасности».

Какая судьба ждет другой официальный американский документ – Национальную стратегию США для Арктического региона, подписанный президентом Байденом в октябре 2022 года? Этот документ носит  рамочный характер, в нем говорится о сдерживании Китая и России в Арктике.

Вслед за появлением Национальной стратегии США для Арктического региона прозвучало заявление Белого дома  о том, что принято решения начать строительство трех тяжелых ледоколов.

Недавно в Америке на севере штата Мичиган прошли также военные учения «Северный удар». Отрабатывалось ведение боевых действий в условиях холода. Это была репетиция военных действий США и их союзников в возможном конфликте   с Россией (и Китаем) в северных широтах.

Заглавное фото: Сделано у нас