Китай, Иран и Россия как точки опоры военной безопасности Белоруссии

Китай, Иран и Россия как точки опоры военной безопасности Белоруссии

Наращивание военного сотрудничества образует новый расклад сил в Восточной Европе

Геополитическая ситуация вокруг Белоруссии за последние несколько лет существенным образом ухудшилась. Конфликт на Украине, непрекращающееся санкционное давление стран Запада, направленное на разрушение экономики республики, а также агрессивная риторика Варшавы – все это стало новой реальностью, в которой Минску приходится искать пути обеспечения своей национальной безопасности. Неудивительно, что белорусские власти делают упор на расширение военно-политического сотрудничества со странами, не желающими жить под диктатом США. 

Не секрет, что ключевым направлением внешней политики Белоруссии сегодня является сотрудничество с Россией. Именно белорусско-российские отношения являются стрежневыми в стратегии стратегического сдерживания потенциального агрессора. Особенно актуально это стало после начала специальной военной операции (СВО), а также в связи с планами Польши вернуть себе территории. Неслучайно Минск и Москва за последние годы резко нарастили двустороннее сотрудничество в рамках военно-промышленного комплекса (ВПК), усилили взаимодействие оборонных ведомств, активно обмениваются разработками в военной сфере. Ключевой момент здесь – развёртывание в 2022 году на белорусской территории региональной группировки войск Союзного государства, а также появление в 2023 году в Белоруссии российского ядерного оружия. Это заставило страны Запада задуматься над перспективой возможного военного конфликта в Восточной Европе с катастрофическими последствиями для инициаторов. 

Окончательно от своих агрессивных планов в отношении как России, так и Белоруссии страны НАТО не отказались. На Западе считают, что Минск и Москва не рискнут использовать ядерное оружие в случае военного конфликта и продолжают нагнетать обстановку у границ. Особое рвение демонстрирует Польша, где в середине ноября сообщили о формировании целого танкового батальона в нескольких десятках километров от белорусской границы. Планируется, что он войдёт в состав 1-й пехотной дивизии легиона подляшской дивизии, которая будет состоять из 12 воинских частей численностью более 30 тыс. военнослужащих с современной техникой, в том числе танками K2 и Abrams. 

В сложившейся ситуации план по стратегическому сдерживанию потенциального противника для Белоруссии приобретает экзистенциональный характер и подталкивает официальный Минск включить в него не только Россию, но и иные страны, готовые к сотрудничеству. Одним из таких партнёров является Китай. За последнее десятилетие Минск и Пекин сделали множество шагов навстречу друг другу в военной сфере, начиная от обменов военнослужащими для обучения и передачи опыта и заканчивая совместными проектами по производству новейшего вооружения. Итогом последнего можно считать создание в Белоруссии реактивной системы залпового огня «Полонез», которая была поставлена в белорусскую армию еще в 2016 году, а позже прошла модернизацию и теперь может поражать цели на расстоянии около 300 км. Именно такой модернизированный комплекс поставлен на вооружение одной из белорусских бригад в середине ноября. 

В последнее время заметны шаги Минска и Пекина в направлении не только расширения сотрудничества в рамках ВПК, но и превращения стран в военно-политических союзников. Об этом говорят участившиеся контакты между высшим руководством государств и их оборонными ведомствами. В августе текущего года в Минск прилетал министр обороны КНР, который встречался не только со своим белорусским коллегой Виктором Хрениным, но и Александром Лукашенко. Цель визита – «реализация важных соглашений, заключенных на уровне глав государств, и дальнейшее укрепление двустороннего военного сотрудничества». 

В конце октября в Китай с рабочим визитом направился глава белорусского Минобороны. Его встречал член политбюро Центрального комитета Компартии КНР, заместитель председателя Центрального военного совета Китая Чжан Юся. По итогам переговоров принято решение о выработке «дорожной карты» по развитию двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. С учётом изменений на международной арене и стремления Китая стать ведущим игроком в создании новой системы безопасности на евразийском пространстве сотрудничество Пекина и Минска может выйти на совершенно новый уровень. Особенно если принять во внимание, что происходящее между двумя странами лежит в плоскости интересов России, стремящейся создать новую глобальную систему сдержек и противовесов.

Вместе с тем интересы официального Минска в укреплении нацбезопасности не ограничивается только Россией и Китаем. В белорусской столице решили привлечь к данному вопросу ещё одного антагониста Запада – Иран. Разговоры о возможном наращивании военно-технического сотрудничества Минска и Тегерана звучали ещё осенью 2022 года, когда в составе белорусской правительственной делегации, посетившей Иран, оказался глава Государственного военно-промышленного комитета Дмитрий Пантус. На Западе этот факт связали с поддержкой белорусскими властями Москвы в проведении СВО, а в Киеве и вовсе завили, что имеют информацию о подготовке производства Ираном на белорусской территории артиллерийских и реактивных боеприпасов. 

На изменения в белорусско-иранских отношениях обратили внимание даже в США, где весной 2023 года, комментируя поездку Лукашенко в Тегеран, отмечали, что видят в этом углубление отношений Ирана и России и внимательно следят за этим. При этом официально по итогам визита белорусского лидера заявлялось, что подписанная «дорожная карта» сотрудничества на 2023-2026 годы касается взаимодействия и кооперации в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр. 

Как показало время, «опасения» Вашингтона, по всей видимости, были не напрасными, так как после визита Лукашенко в Тегеран отношения между двумя странами начали интенсифицироваться, и в первую очередь в военной сфере. В конце апреля в Нью-Дели состоялась встреча Виктора Хренина с министром обороны и поддержки Вооружённых сил Ирана Мохаммадом Реза Аштиани, на которой отмечалось, что «в современных непростых условиях именно консолидация совместных усилий, а также углубление сотрудничества и взаимная поддержка будут способствовать поддержанию и укреплению мира и безопасности». Кроме того, стороны подчеркнули «значительный потенциал и перспективы развития практического взаимодействия», а также «выразили заинтересованность в дальнейшем укреплении военных контактов». 

В конце июля глава белорусского Минобороны направился в Иран, где провёл встречи с военно-политическим руководством страны, где обсуждались вопросы состояния и перспектив развития взаимодействия в военной сфере, возможности двустороннего сотрудничества в сфере подготовки и применения вооруженных сил, а также дальнейшие шаги по углублению и интенсификации двустороннего взаимодействия. Более того, Виктор Хренин подписал с министром обороны и поддержки вооружённых сил Ирана Мохаммадом Реза Аштиани Меморандум о взаимопонимании между министерствами обороны о военном сотрудничестве, а также План двустороннего военного сотрудничества на 2023 год. 

Не прошло и нескольких месяцев, как контакты в военной сфере между двумя странами снова продолжились. Уже 18 сентября Хренин встретился с иранским послом в Белоруссии Алирезой Санеи и обсудил с ним перспективы двусторонних отношений. В конце октября глава белорусского Минобороны на полях Сяншаньского форума провел переговоры с советником Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Ирана Яхьей Рахимом Сафави, а в начале ноября в Минск прибыла целая иранская военная делегация во главе с начальником департамента международных отношений Генерального штаба Вооружённых сил этой страны Мохаммадом Ахади. В ходе этого знакового события был согласован план совместных мероприятий на 2024 год. Помимо этого, белорусские военные были приглашены на многосторонние учения в Иране, а иранские – для участия в Армейских международных играх в Белоруссии. 

В истории двусторонних отношений Минска и Тегерана ничего подобного ещё не происходило, в белорусской столице долгие годы старались лишний раз не провоцировать Запад. Однако, как показывают последние события, теперь у Белоруссии совершенно иные планы. 

Таким образом, последние действия официального Минска по наращиванию сотрудничества с рядом стран вне зоны влияния Запада свидетельствуют о том, что белорусские власти всерьёз рассчитывают создать для страны надежный оплот от внешней агрессии с вовлечением в процесс как можно большего количества союзников. По всей видимости, в Минске рассчитывают, что возможное вовлечение этих трёх стран в потенциальный конфликт в Восточной Европе за счёт их военно-политического сотрудничества с Белоруссией может стать определяющим моментом в оценке НАТО своих дальнейших планов в регионе.