Антиукраинская забастовка в ЕС парализует границы в Восточной Европе

Антиукраинская забастовка в ЕС парализует границы в Восточной Европе

Евробюрократия в очередной раз продемонстрировала полную несостоятельность в решении кризисных проблем

К начавшейся 6 ноября забастовке польских дальнобойщиков с 23 ноября присоединились фермеры, а затем и водители фур из Словакии и Венгрии. Расширяется география блокировок погранпереходов, количество участников и повестка забастовщиков. 

Словацкая ассоциация дальнобойщиков UNAS заявила о блокаде с 1 декабря единственного словацко-украинского погранперехода для большегрузов Вышне-Немецке / Ужгород. Причина та же – созданные Еврокомиссией и с её подачи национальными правительствами ЕС привилегии для украинских конкурентов уничтожают бизнесы грузоперевозчиков Евросоюза.

Лицемерие евроборократии не знает пределов. Еврокомиссар по транспорту Адина Валян 29 ноября заявила, что уничтожаемый в том числе ею польский бизнес взял в «заложники» Украину и ЕС и создал «неприемлемую» ситуацию. Братиславе был послан вполне ясный сигнал. 

Однако в Брюсселе как-то упустили из виду, что с октября в Словакии через общенародные выборы сформировано новое правительство. Роберт Фицо заклеймил прежний кабинет как бесхребетных брюссельских лакеев. Учтя выпады в свой адрес со стороны ЕК, он демонстративно встретился с российским послом и заявил о намерении нормализовать отношения с Москвой.

Словацкая UNAS, как и польские забастовщики, намерена пропускать на Украину грузы для украинской армии и гуманитарную помощь. По части русофобии среди забастовщиков полный «евроконсенсус». 

Консенсус у них по вопросу неприемлемости привилегий на объединённом рынке ЕС для какой-либо национальной группы перевозчиков, тем более для конкурентов с Украины, которая даже не член ЕС. Возможно, на пограничные грузоперевозки в Польше, Словакии и Венгрии ещё закрыли бы глаза. Однако украинские водители работают на пространстве всего Евросоюза. 

Госпогранслужба Украины 1 декабря подтвердила блокировку словацкими дальнобойщиками погранперехода на Ужгород. Они уже проводили предупредительную блокировку 16 ноября, на которую мало кто обратил внимание. Поэтому декабрьская 20-километровая пробка из примерно тысячи фур, день простоя каждой из которых украинским компаниям обходится в 300-350 евро, стала очень эффектной. Впрочем, западные медиахолдинги, скупившие местные издания, гораздо больше внимания уделяют теме Израиля. 

К пропуску военных грузов и «гуманитарки» словацкие забастовщики добавили ещё топливо, живых животных и «скоропорт» (охлаждённые продукты питания и т. п.). Остальные грузы пропускаются по 4 грузовика в час. Правительство Словакии встретилось с забастовщиками и пообещало донести их позицию до министров ЕС на заседании 4 декабря. 

Украинские грузовики пошли в обход заблокированного словаками погранперехода. Однако объездной путь им перекрыли солидарные с польскими и словацкими коллегами активисты из Венгрии.

Во всей этой истории мало кто обращает внимание на простые вопросы, например о причинах ввоза продовольствия на Украину, которая сама продовольствие экспортирует. Или о причинах ввоза топлива – притом что от СССР новоявленным украинским панам досталось с десяток заводов, треть из которых вполне в состоянии производить солярку и самый ходовой бензин А-92. 

Забастовка польских дальнобойщиков вскрыла дефицит газомоторного топлива. Оказалось, что даже оно на украинских АЗС как минимум на треть импортируется из Польши. 

Похоже, что Еврокомиссия сильно обеспокоена расширением протестного движения в ЕС. Валян адресовала свой пассаж не только Братиславе, но и Варшаве. Поэтому представителя польских забастовщиков Вальдемара Ящура вызвали в Варшаву на ковёр министра инфраструктуры Алвина Гаджадхура. Ящур пообещал не расширять блокаду на другие погранпереходы. Взамен он получил заверения не применять к забастовщикам жёстких административных мер. 

Незадолго до этого польский забастовочный Комитет защиты перевозчиков и работодателей транспорта заявил: "И у нас, и у полиции есть доказательства того, что украинские водители запугивают своих коллег в цистернах и рефрижераторах, отбирают у них паспорта и заставляют стоять в очереди, несмотря на другие договоренности. Также хотим обратить ваше внимание на огромное количество автомобилей, которые пытаются обойти очередь с коммерческими грузами, которые лишь выдают себя за гуманитарную помощь. Мы заботимся о том, чтобы обманщики вернулись на свои места в очереди".

То есть в попытках давления на забастовщиков используются разные методы. На 4 декабря назначено заседание министров транспорта ЕС, которое обсудит проблему борьбы с «антиукраинским» забастовочным движением, спровоцированным Еврокомиссией.

Попытки евробюрократии угрожать польским забастовщикам завершились полным фиаско. Польские СМИ 16 ноября распространили заявление некоего анонима из Еврокомиссии с грозным посланием о том, что «кое-кто в Еврокомиссии» считает недостаточными усилия польских властей в борьбе с забастовщиками и из-за этого ЕК «явно теряет терпение». Трусливый заявлявший предполагал, что поляки пойдут на принцип, поэтому распространил заявление при условии быть неназванным. 

Из неохваченных «антиукраинским» забастовочным движением приграничных с Украиной стран ЕС остаётся только Румыния. Вероятно, правительство этой страны тоже понимает проблему, созданную брюссельской бюрократией. На это указывает образовавшаяся в середине ноября очередь из почти трёх тысяч большегрузов, из которых за сутки границу пересекает примерно десятая часть. Если понадобится, то и румынские водители обозначат себя. 

Незадолго до коллапса, в середине ноября, главы ассоциаций грузоперевозчиков пяти стран ЕС направили в Еврокомиссию письмо с предложениями в духе польских коллег. Они предложили расторгнуть транспортное соглашение с Украиной или внести такие поправки, которые устранили бы дискриминацию грузоперевозчиков ЕС. 

В документе отмечено, что Брюссель проигнорировал предыдущее предупреждение о созданных проблемах и эскалации конфликта. Обращение подписали главы ассоциаций ZMPD (Польша), MKFE (Венгрия), Cesmad (Словакия), Cesmad Bohemia (Чехия) и Linavy (Литва). Брюссель ответил заявлением Адины Валян и анонимными комментариями, содержание которых подписантов огорчило.

Почти одновременно с этим, 18 сентбря, замминистра экономики Украины Тарас Качка потребовал от Польши и Венгрии до 22 сентября снять ограничения с импорта украинской сельхозпродукции. В противном случае, пригрозил он, Киев может применить «ответные меры».

Удивительным образом «антиукраинское» забастовочное движение грузоперевозчиков ЕС совпадает с географией «антиукраинской» зерновой коалиции. Поэтому мало кто удивился присоединению к польским дальнобойщикам польских фермеров.

Наверное, не будет неожиданным включением в протест фермеров и из других стран ЦВЕ, ранее устраивавших акции против демпинга продукции западных агрохолдингов, выращенной на Украине и разоряющей фермеров ЕС. Польские грузоперевозчики уже сокращают штат водителей и выставляют автомобили на продажу.

Украина тоже болезненно переживает проблему забастовки даальнобойщиков ЕС. Первый вице-премьер – министра экономики Юлия Свириденко заявила 2 декабря со ссылкой на украинскую таможню, что экспорт Украины уже «на 40% меньше, чем до того, как начали бастовать польские перевозчики». При этом на пунктах "Ягодин – Дорогуск", "Рава-Русская – Хребенное" вывоз украинских товаров рухнул вдвое или почти прекратился.

Министр иностранных дел России оказался прав, утверждая 30 ноября на СМИД в македонском Скопье: «Впечатление таково, что ЕС отбросил первоначальные цели своих создателей о повышении благосостояния граждан стран-членов и превратился – во многом усилиями брюссельской бюрократии – в агрессивный геополитический проект».

Сергей Лавров высказался дипломатично. На самом деле всё гораздо хуже: Еврокомиссия действует во вред народам и бизнесам ЕС, чему подтверждение – нынешняя история с забастовкой на границах Евросоюза с Украиной.