Почему Франция настроена против Израиля?

К кавказским играм Парижа пытаются подключить Тегеран

В настоящее время Париж на словах говорит о поддержке Тель-Авива в конфликте с Тегераном. МИД Франции вызвало поговорить об этом и посла Ирана в Париже. «Я распорядился завтра вызвать посла Ирана, чтобы передать ему сигнал о нашей решимости. Не нужно использовать подмену в вопросах ответственности. Это Иран атаковал Израиль», – сообщил 14 апреля глава французского внешнеполитического ведомства Стефан Сежурне в эфире телеканала France 2. Словесной констатацией столь очевидного факта все, собственно говоря, и закончилось.

В то же время, на деле, накануне атаки Ирана на Израиль, власти Франции и президент Эммануэль Макрон стали занимать по отношению к Израилю всё более критическую позицию. Об этом сообщил, например, американский консервативный медиа-ресурс Newsmax, написавший также о напряженности во время последней встречи глав МИД двух стран, Стефана Сежурне и Исраэля Каца, «особенно по поводу Ливана и заложников в секторе Газа». С. Сежурне завуалировано намекнул израильскому коллеге, что «Франция и Израиль могут столкнуться в военном отношении, если будущие действия израильской армии против Хезбаллы поставят под угрозу 20.000 французских граждан, проживающих в Ливане».

Согласно источникам Newsmax, несмотря на то, что западная военная техника, переданная ливанской армии, оказалось в итоге руках Хезбаллы, Париж одобрил поставки ей французского оружия. Поэтому, отмечает американское издание, существует риск того, что в итоге французское оружие будет использовано против Израиля.

В своей демонстрации растущего негативного восприятия Израиля французы все сильнее опираются на армян, в том числе на территории самого Израиля. 4 апреля на спорном земельном участке в Иерусалиме произошла открытая стычка между радикальными активистами местной армянской общины и израильтянами. Французское Генконсульство в Иерусалиме выпустило специальное заявление, фактически поддержав общину и процитировав ее представителя, попытавшегося оправдать действия армян «незаконным демонтажем израильской полицией установленных ограждений». Также в заявлении отмечается: «Франция обеспокоена вчерашними инцидентами в армянском квартале Иерусалима. Мы призываем израильские власти воздержаться от любых односторонних действий, ставящих под сомнение статус-кво в Иерусалиме».

Тем временем, в Закавказье поддерживаемый Парижем официальный Ереван демонстрирует решимость защищать «священные рубежи» 1991 года. При этом у режима Пашиняна есть свой расчёт не только на помощь Франции и поставки продукции французского ВПК закавказским «партнёрам». В конечном счете для решительного отпора азербайджанцам и туркам ее явно не хватит. Поэтому европейские и южнокавказские провокаторы дестабилизации Закавказья делают ставку на втягивание в свою игру против Израиля (как в регионе, так и в целом) ещё одного игрока – Исламской Республики Иран. 

Расчёт делается в том числе на то, что у Тегерана не самые плохие отношения с Парижем. Корни их уходят в те далекие времена, когда французы и британцы обеспечили триумфальное возвращение в Тегеран родоначальника нынешней иранской государственности – аятоллы Хомейни, а потом приютили у себя родню тех, кого он сменил во власти. Хотя, чтобы убедиться в благожелательном отношении французов к иранцам и их нынешнему режиму, так глубоко заглядывать вовсе не обязательно. Достаточно, напомнить, что именно Франция настояла в 2019 году на создании Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX) для поддержания финансово-экономических связей с Ираном после того, как эту страну отключили от системы SWIFT. Да и товарооборот Франции и Ираном 2022-2023 гг. показывает поступательный рост…

Супруга последнего шаха Ирана Фарах Пехлеви и их внучка принцесса Нур Пехлеви на заседании Сената Франции по вопросу о волнениях в Иране 29 ноября 2022 года

Тегеран выступает за сохранение территориальной целостности Армении и видит в ликвидации ее государственности серьёзный вызов иранским национальным интересам. Персам ни к чему усиление тюркского фактора на своих северных рубежах. Ирану также не нужно, чтобы в случае тотального поражения, к которому фактически ведет Армению благодаря своей антироссийской политике прозападный режим Пашиняна, Турция и Азербайджан фактически объединились в той или иной форме. Тем более, что в Иране сегодня проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане (по своему этническому происхождению наполовину азербайджанцем является даже великий аятолла Али Хаменеи).

У Азербайджана прекрасные отношения с Государством Израиль. В начале 2024 года Израиль стал основным покупателем нефти с месторождений Западного Каспия, импортировав более 523 тысяч тонн энергоносителей. Кроме того, в медиа появлялась информация, что израильтяне развернули по договорённости на азербайджанской территории свои разведывательные мощности – в 377 километрах от Тегерана. Взамен Баку возможно получает поддержку со стороны израильского ВПК. 

На этом фоне Франция начинает все активнее действовать против как азербайджанцев (поддерживая армян) в Закавказье, так и израильтян (поддерживая ливанцев) на Ближнем Востоке. 

В начале апреля, синхронно с угрозами Израилю через американские медиа французскими поставками западного оружия Хизбалле и прочим экстремистам, стал выходить на новый виток шпионский скандал между Парижем и Баку. Повод – ряд офицеров внешней разведки Франции (DGSE), действовавших в Азербайджане под дипломатическим прикрытием и выдворенных из страны, как «персоны нон грата» за шпионаж, как выяснилось в ходе следствия, были тайно назначены на руководящие должности в международных организациях. 

Например, в декабре 2023 года, когда азербайджанская контрразведка приступила в Баку к серии арестов, один из подозреваемых в шпионаже сотрудников DGSE, занимавший пост главы отделения крупной международной организации в Центральной Азии, первым же рейсом вылетел из Бишкека в Париж, где прячется по сей день, опасаясь покидать пределы Франции из-за «неопровержимых фактов его противоправной деятельности на территории Азербайджана».

Вскоре после этого, в конце февраля, между Национальной Разведкой Франции и Службой национальной безопасности Армении было достигнуто соглашение об обмене разведывательной информацией о четырех странах – Азербайджане, Иране, России и Турции. Одновременно с этим в Турции дали второе дыхание скандалу вокруг раскрытия в стране французской шпионской сети, который начался синхронно с арестами в Баку, в декабре 2023 года, когда турецкий суд арестовал сирийского активиста и бизнесмена Ахмеда Кэти по обвинению в шпионаже в пользу французской разведки.

Резко возросшая активность Франции, ее спецслужб и силовых структур в южнокавказской и ближневосточной зонах интересов России и Израиля обусловлена следующим. В бывших французских колониях в Африке начались масштабные политические изменения, и местные власти стали демонстративно ориентироваться на Москву. Потеря контроля над «своими» территориями очень беспокоит Париж и создает ему трудности, в том числе экономического характера. Поэтому французы пытаются теперь сами создавать проблемы русским и израильтянам и лезут с этой целью на Ближний Восток и в СНГ, прежде всего, в Закавказье, где свои интересы имеет Государство Израиль, поддерживающее в регионе противников Франции.