Расхождение между словами и делами США усиливается

К итогам визита госсекретаря США Блинкена в КНР

Завершившийся 26 апреля трёхдневный визит госсекретаря США Блинкена в КНР, судя по всему, подводил некий промежуточный итог дипломатической активности последнего месяца, когда на высоком уровне шёл поиск общих точек в принципиальных вопросах двусторонней и мировой повестки.

Стороны остались на своих позициях, зафиксировали имеющиеся расхождения и договорились на будущее обсуждать проблемные вопросы, продолжать диалог на всех уровнях и поддерживать контакты во всех областях, в том числе и в военной, для правильного управления рисками. 

В целом переговоры между сторонами показали дальнейший рост напряжённости в американо-китайских отношениях из-за попыток США добиться для себя односторонних преимуществ в отношениях с КНР, нежелания считаться с её основными интересами.

Блинкен перед визитом в Китай имел полное представление о позиции Пекина по всем принципиальным вопросам, которое было сформировано отчётами участников предыдущих встреч с американской стороны. Это знание подтолкнуло политические круги США к созданию весьма специфического фона визита.

За несколько часов до прибытия самолёта с Блинкеном в Шанхай – первый пункт его пребывания в КНР – Сенат США принял пакет помощи для острова Тайвань, в том числе и на военные нужды, включающий 8 млрд долл., а также законопроект, который обязывает китайскую компанию ByteDance продать TikTok. 

В преддверии визита Блинкена некий чиновник Госдепартамента сказал, что госсекретарь США «планировал предостеречь Пекин от поддержки усилий России по восстановлению своей оборонной базы». Для увеличения «дипломатических рычагов» во время переговоров Блинкена с китайской стороной в США рассматривали отключение некоторых китайских банков от мировой финансовой системы.

Именно так, видимо, выглядит, с точки зрения Блинкена, стремление «не сдерживать развитие Китая» и «не вступать в конфликт с Китаем», в чём он уверял китайскую сторону на переговорах с главой МИД КНР Ван И и председателем КНР Си Цзиньпином. 

Для госсекретаря США вопрос торгово-экономического взаимодействия России с Китаем был одним из главных во время визита. Как и ожидалось, Блинкен подтвердил «серьёзную озабоченность» Вашингтона по поводу «предполагаемой роли Китая в поддержании военного потенциала Москвы».

Китайская сторона подтвердила позицию принципиального нейтралитета в украинском кризисе, отмечая, что торговля Китая с Россией представляет собой нормальное и законное экономическое сотрудничество и его не смогут отменить действия третьих стран.

Блинкен пытался отпускать реверансы в сторону Китая, ссылаясь на послание председателя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 года, в котором он, по словам Блинкена, «предостерёг Россию от применения ядерного оружия на Украине».

Вопрос применения ядерного оружия – это вопрос защиты Российской государственности, и в этом вопросе Россия, как реально суверенная страна, ориентируется только на свои интересы и соответствующую военную доктрину, к чему, безусловно, с уважением и пониманием относятся в Китае. Поэтому вряд ли дело обстояло так, как представляет Блинкен, пытаясь посеять недоверие между Россией и Китаем, впрочем, как и прежде, безуспешно. 

После грозных и многократных предостережений Вашингтона в адрес Пекина о санкциях за «неправильную» торговлю с Россией и последующего отказа такие санкции вводить Блинкен и сейчас признал, что пока никаких дальнейших действий против Пекина не предпринято, хотя и пообещал «посмотреть, какие действия последуют за этим». Скорее всего, США опасаются непредвиденных последствий для собственной финансовой системы. 

Очевидно, Вашингтон намеренно «подвешивает» ситуацию в вопросе вторичных антикитайских санкций, что вызывает опасения у некоторых китайских банков и отчасти тормозит расчёты между КНР и Россией.

Блинкен также повторил тезис об «избыточных мощностях» Китая, обвинил китайские компании в перенасыщении международных рынков недорогими товарами, особенно зелёными технологиями, такими как электромобили, которые якобы ставят под угрозу внутреннее производство, и угрожал предпринять против них жёсткие действия для ограничения торговых потоков. 

Глава МИД КНР Ван И раскритиковал эти претензии, охарактеризовав промышленное производство Китая как соответствующее его «законным правам на развитие».

В контексте претензий Вашингтона к китайской соцсети ТикТок из-за якобы угроз безопасности США стороны согласились провести свои первые переговоры на высоком уровне для обсуждения рисков и проблем, связанных с искусственным интеллектом. 

По итогам визита Блинкена в Китай все договорённости между КНР и США сводились к готовности договариваться дальше: поддерживать усилия по «стабилизации и развитию» американо-китайских отношений, расширению культурных обменов и продолжению консультаций по «международным и региональным горячим вопросам».

В Китае обеспокоены усиливающимся расхождением между миролюбивой риторикой Вашингтона и его делами. Глава МИД КНР Ван И отметил, что на фоне положительного взаимодействия в китайско-американских отношениях отрицательные факторы продолжают нарастать, поскольку основные интересы Китая подвергаются сомнению. Ван Ин предупредил, что США не должны пересекать красные линии Китая в вопросах, связанных с его суверенитетом, безопасностью и интересами развития.

По мнению Тяо Дамина, профессора Китайского народного университета (Пекин), в Китае обеспокоены подходом США «говорить приятные вещи, продолжая вредные действия».

Будущее американо-китайских отношений, очевидно, целиком и полностью зависит от США, поскольку именно они рассматривают законное и успешное развитие Китая, впрочем, как и любой иной страны, в качестве угрозы для своей мировой гегемонии. Пока такое отношение политико-деловых кругов США к Китаю не изменится, нормальных отношений между странами не будет. 

Председатель КНР Си Цзиньпин в беседе с Блинкеном сформулировал главное условие успешных взаимоотношений двух стран: Вашингтону необходимо смотреть на развитие Китая «в положительном свете», чтобы улучшить двусторонние отношения. Си Цзиньпин назвал это “фундаментальным вопросом”, который «необходимо решить, чтобы китайско-американские отношения действительно стабилизировались, улучшились и двигались вперед».

В подходах США и КНР снова обнаружились принципиальные разногласия. США хотят строить отношения с КНР на основе конкуренции, а в поддержании регулярных контактов с Пекином видят всего лишь средство управления сопутствующими рисками. 

В КНР, напротив, считают, что если США всегда будут рассматривать Китай как своего главного противника, то, по мнению Ван И, китайско-американские отношения будут сталкиваться только с постоянными проблемами, т. е. в этой ситуации результативно управлять рисками не получится. 

В целом итоги визита Блинкена в Китай подтвердили низкие ожидания экспертов, в том числе и китайских, от его результатов. Итог визита полностью укладывается в прогноз Ли Хайдуна, профессора Китайского университета иностранных дел: «Если Блинкен здесь для того, чтобы выдвинуть ультиматум Китаю, мы не уступим ему и не пойдем на компромисс по нашим ключевым вопросам».