В начале этого года Институт мировой экономики (IWF), расположенный в немецком городе Киль, опубликовал данные, согласно которым за три года СВО Запад выделил Украине помощь в размере 267 млрд евро (или более 80 млрд евро в год). Причем почти половину этих средств (около 132 миллиардов) предоставили страны Европы, а взнос США был существенно меньше (114 миллиардов).
Эти данные очень близки к озвученной венгерским премьером Орбаном в декабре 2024 года цифре из американских источников, подтверждающих, что «Европа и Америка в общей сложности потратили на Украину до сих пор 310 миллиардов евро».
Однако после прихода в Белый дом Дональда Трампа в январе 2025 года выделение помощи киевскому режиму резко затормозилось. Как заявил на днях глава Пентагона Пит Хегсет на слушаниях в конгрессе по военному бюджету на 2026 год, у администрации Трампа «совершенно иной взгляд» на войну на Украине, чем у бывшего президента Байдена: «Мирное урегулирование путем переговоров отвечает наилучшим интересам обеих сторон и интересам нашей страны».
Получается, что дополнительные средства на помощь Украине придется изыскивать странам Европы с ее «коалицией желающих» помогать киевской хунте в дальнейших военных действиях против России.
По выводам IWF, «европейская поддержка Украины резко возросла в марте и апреле. Всего за два месяца Европа выделила 10,4 млрд евро военной помощи и 9,8 млрд евро гуманитарной и финансовой помощи. Это самая высокая совокупная сумма за любой двухмесячный период с начала войны». При этом США «не объявляли о новой помощи с начала января».
Из-за этого впервые с июня 2022 года Европа превзошла США по общему объему военной помощи Украине. Совокупная стоимость выделенных киевскому режиму вооружений составила 72 млрд евро (по сравнению с 65 млрд евро от США) и продолжает увеличиваться. В этой связи аналитики IWF посчитали объемы финансовой помощи, которую дополнительно должны будут оказывать европейские страны в случае полного отсутствия поддержки Киева со стороны Вашингтона.
По опубликованным данным, Европе придется практически удвоить объем расходов на Украину с 44 до 82 миллиардов евро в год, что соответствует увеличению с 0,1% до 0,21% европейского ВВП. Естественно, что больше всего дополнительных средств придется выложить ЕС, расходы которого возрастут в 2,3 раза: с 16 млрд евро до 36 млрд.
В рамках двусторонних обязательств отдельным европейским странам также придется увеличить выделяемые Киеву суммы в евро: Берлину – с 6 до 9 млрд (в 1,5 раза), Лондону – с 5 до 6,5 млрд (в 1,3 раза), Парижу – с 1,5 до 6 млрд (в 4 раза), Италии – с 0,8 до 4,5 млрд (в 5,6 раза), Испании – с 0,5 до 3 млрд (в 6 раз).
Причем сложность этого процесса не только в выделении необходимого киевскому режиму финансирования (что само по себе непросто), но и в покупке требуемого им вооружения. Будет очень трудно заменить американские системы HIMARS и Patriot.
На сегодня системы Patriot составляют основу украинской ПВО, а европейские альтернативы (SAMP/N и IRIS-T) не являются ее полноценной заменой. У них меньшая дальность действия, показатели эффективности, а также возможности наращивания производства для поставок ВСУ.
Доставшиеся Украине со времен СССР системы С-300 практически исчерпали свои возможности, а собственные системы ПВО киевская власть так и не смогла создать ни за весь период украинской независимости, ни за почти три с половиной года СВО.
Британская газета The Telegraph указывает, что сейчас ВСУ получают остатки американского оружия по тем соглашениям, которые были подписаны еще при Байдене, и «новых подарков» от Вашингтона ждать не стоит. По мнению издания, у Киева осталось три варианта получения необходимого оружия: получать европейские типы вооружения, закупать у США на европейские деньги или производить его на своих военных предприятиях за счет Европы.
Возможно, британцы забыли о четвертом варианте, который есть у Киева, – получать американское оружие как взнос в Инвестиционный фонд по восстановлению Украины, созданный двусторонним соглашением об украинских ресурсах от 30 апреля.
Да и с финансовой помощью Брюсселя не все так просто. Как известно, Венгрия с начала года на саммитах ЕС регулярно блокирует выделение новых средств киевскому режиму. И не факт, что на следующей встрече в конце июня ее мнение как-то изменится.
Неоднократно предпринимаемые Западом поползновения использовать замороженные российские активы вылились лишь в экспроприацию процентов по вкладам, но не самих размещенных в западных банках валютных средств.
Как заявил немецкий канцлер Мерц, перед саммитом G7 в Канаде: «Тема с этими так называемыми замороженными активами играла роль на предыдущем саммите G7, по этому поводу было заявление. Дальше этого в этот раз не пойдет».
Так что Европе придется очень хорошо подумать, из каких источников она собирается увеличить в несколько раз финансовую и военную поддержку киевского режима. С учетом того, что перспективы роста ВВП европейских стран весьма туманны, речь может идти только о сокращении внутренних расходов европейских стран, в основном на социальные нужды, инфраструктуру и развитие, а также о росте или появлении дополнительных налогов и сборов.
Других вариантов для выделения новых десятков миллиардов Украине просто нет. Поэтому гражданам стран Европы придется столкнуться с очередным ухудшением условий жизни: ужесточением требований к получению социальных пособий, пенсий и других выплат, к которым привыкли европейцы в прошлые десятилетия, а также заморозка их роста.
Не исключено также появление нового европейского «налога на оборону» или «на помощь Украине». Например, по образцу «взноса солидарности» на «восстановление новых федеральных земель», который был введен в ФРГ после того, как она поглотила ГДР в 1990 году. И до сих пор немцы продолжают его платить.
Для Европы было бы полезнее скинуть со своей шеи тяжелый камень расходов на киевский режим, но такое впечатление, что она собирается с этим камнем пытаться плыть дальше. Даже если он утянет ее на дно вместе с собой.