80 лет назад Красная армия и Военно-Морской Флот СССР провели последнее сражение Второй мировой войны

Освободив ранее принадлежавшие Российской империи Курильские острова, доблестные советские десантники вернули их в «родную гавань»

После вступления СССР 9 августа 1945 года в войну с Японией отношения между советским лидером Иосифом Сталиным и президентом США Гарри Трумэном осложнились. Атомная бомба у американцев побудила Трумэна отказаться от плана выделения для СССР зоны оккупации на территории собственно Японии и предоставить всю полноту власти в этой стране генералу Дугласу Макартуру. В направленном 15 августа 1945 года Сталину «Общем приказе № 1» о капитуляции японских вооружённых сил Трумэн «забыл» указать, что японские гарнизоны на Курильских островах должны сдаваться и капитулировать перед войсками СССР. Это было сигналом того, что Трумэн может нарушить ялтинскую договорённость о переходе всей Курильской гряды к СССР.

Сталин ответил сдержанно, но твёрдо, предложив внести в «Общий приказ № 1» поправку: «Включить в район сдачи японских вооружённых сил советским войскам все Курильские острова, которые согласно решению трёх держав в Крыму должны перейти во владение Советского Союза». И также предложил: «Включить в район сдачи японских вооружённых сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо, примыкающего на севере к проливу Лаперуза, находящемуся между Карафуто (Сахалином. – А.К.) и Хоккайдо. Демаркационную линию между северной и южной половиной острова Хоккайдо провести по линии, идущей от гор. Кусиро на восточном берегу острова до города Румои на западном берегу острова, с включением указанных городов в северную половину острова».

Трумэн был вынужден, соблюдая Ялтинские договоренности, согласиться с включением всех Курильских островов в район сдачи японских войск советским вооруженным силам, но решительно воспротивился высадке частей Красной армии на Хоккайдо.  

Тем временем доверие между союзниками стремительно уменьшалось. Переписка между Сталиным и Трумэном показала, что американцы хотели бы сами принять японскую капитуляцию на Курильских островах и закрепиться на них или их части. В своем ответе Сталину американский президент выразил желание «располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолётов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе».

Не скрывая своего неудовольствия отказом Трумэна на допущение советских войск на Хоккайдо, Сталин в довольно резкой форме отверг требование президента о предоставлении армии США баз на Курильских островах. Было указано, что «требования такого рода обычно предъявляются либо побеждённому государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории». Трумэну было дано понять, что в соответствии с Ялтинским соглашением СССР обладает правом распоряжаться всеми Курильскими островами по собственному усмотрению.

Тем не менее во избежание попыток американцев все же высадиться на Курилах Сталин после получения письма от Трумэна направил главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому поручение немедленно занять Курильские острова, и в тот же день был отдан приказ о проведении десантной операции.

До этого возможная высадка прорабатывалась лишь в общих чертах, предполагалось, что гарнизоны островов будут вынуждены капитулировать после разгрома главных сил японцев в Маньчжурии и на Тихом океане. 

Как отмечается в исследованиях, посвященных Курильской десантной операции, наиболее укреплённым являлся самый северный остров архипелага Шумшу, расположенный всего в 6,5 милях (около 12 километров) от южного побережья Камчатки. Там дислоцировались 73-я пехотная бригада 91-й пехотной дивизии, 31-й полк ПВО, крепостной артиллерийский полк, 11-й танковый полк (без одной роты), гарнизон военно-морской базы Катаока, аэродромная команда, отдельные подразделения. Глубина инженерных сооружений противодесантной обороны составляла 3 – 4 км, на острове насчитывалось 34 бетонных артиллерийских дота и 24 дзота, 310 закрытых пулемётных точек, многочисленные подземные укрытия войск и военного имущества глубиной до 50 метров. Большинство оборонительных сооружений были соединены подземными ходами в единую оборонительную систему. Гарнизон Шумшу составлял 8 480 человек, 98 орудий всех систем, 64 танка, 6 самолётов с пилотами- камикадзе. Все военные объекты были тщательно замаскированы, имелось большое количество ложных укреплений. Значительная часть этих укреплений советскому командованию известна не была, точных данных о системе обороны острова оно не имело, что стало одной из причин значительных потерь в ходе операции. Гарнизон Шумшу мог быть усилен войсками с соседнего и также сильно укреплённого острова Парамушир (там находилось свыше 13 000 войск).

В 2.38 18 августа советская береговая батарея с мыса Лопатка (Камчатка) открыла огонь. В 4.22 началась высадка передового отряда десанта (батальон морской пехоты, пулемётная и миномётная роты, роты автоматчиков и противотанковых ружей, сапёрная рота, взвод химической разведки, взвод разведки). Вскрылась недостаточная разведка – дно в районе высадки оказалось с крупными подводными камнями, подход плавсредств вплотную к берегу был затруднён. Перегруженные десантные суда останавливались далеко от берега (до 150 – 200 метров), и десантники с тяжёлым снаряжением вынуждены были добираться до берега частично вплавь при океанском прибое. Некоторые при этом тонули (глубина в районе высадки десантников с кораблей в воду оставляла не менее 2 метров, температура воды не превышала 4 градусов по Цельсию). Примерно с 6.00 утра японская артиллерия взяла место высадки десанта под прицельный обстрел, корабли высадки начали нести потери. Высадившиеся на берег морские пехотинцы атаковали позиции японских батарей, но были отбиты: эта неудача значительно осложнила ход сражения за остров.

«Длившиеся пять дней боевые действия на Шумшу носили характер штурма мощных укреплений на острове, который с полным основанием можно отнести к числу морских крепостей периода минувшей войны. Задача советских войск и сил флота облегчалась тем, что противник не ожидал их высадки на острова Курильской гряды, а готовился к отражению американского десанта. Этим объясняется его беспечность в ведении серьезной разведки в нашем направлении, даже радиолокация на мысе Кокукан не работала. Как признал командир японской дивизии генерал Цуцуми Фусаки, 18 августа для него стало “черным днем”», – отмечается в фундаментальном 12-томном труде российских военных историков «Великая Отечественная война 1941 – 1945» (том V, 2013 г.).

Занятие остальных Курильских островов не сопровождалось серьезными боестолкновениями. К 4 сентября 1945 года Курильская десантная операция была завершена, японские гарнизоны капитулировали на всех островах Большой и Малой Курильской гряды. На Курильских островах были пленены 50 442 японских солдат и офицеров, в том числе на южных Курилах (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские, Хабомаи по-японски), около 20 тысяч человек.

Оккупационный период на всех Курильских островах завершился 2 февраля 1946 года, когда советское правительство объявило собственностью СССР южную часть Сахалина и Курильские острова, включив их в состав Хабаровского края. В этот день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, первый пункт которого гласил: «1. Установить, что с 20 сентября 1945 г. вся земля с ее недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием…»

Незадолго до этого о лишении японского государства суверенитета над всеми Курильскими островами было от имени правительства США объявлено правительству Японии. В Меморандуме главнокомандующего союзных держав генерала Дугласа Макартура от 29 января 1946 года японскому императорскому правительству указывалось, что из-под юрисдикции Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе «группа островов Хабомаи (Хапомандзё), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также остров Шикотан». Приведем полностью этот важный документ:

«Меморандум Главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677/1 29 января 1946 года

1. Японскому императорскому правительству настоящим предписывается прекратить осуществление или попытки к осуществлению государственной или административной власти в любом районе вне Японии, а также в отношении правительственных чиновников или служащих, равно как и в отношении каких-либо иных лиц, находящихся в пределах этих районов.

2. Без разрешения штаба главнокомандующего японское императорское правительство не будет поддерживать связи с правительственными чиновниками или служащими, равно как и со всеми иными лицами, находящимися за пределами Японии, кроме как по вопросам установившейся практики судоходства, коммуникаций или метеорологической службы.

3. Для целей настоящей директивы территория Японии определяется в составе: четырех главных островов Японии (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и приблизительно 1000 мелких прилегающих островов, включая о-ва Цусима и о-ва Рюкю (Нансэй) севернее 30° северной широты (за исключением о-ва Кутиносима), и исключая:

а) о-в Унуре (Уллунг), Лианкорт Рокс (о-в Такэ) и о-в Квельнарт (Сайсю или Тэдзю),

б) о-в Рюкю (Нансей) южнее 30° северной широты (включая остров Кутиносима), группы островов Идзу, Нампо, Бонин (Огасавара) и Волкано (Кадзан или Иво), а также все другие отдаленные тихоокеанские острова, включая группу о-вов Дайто (Охигаси или Оагари) и о-в Парес Вела (Окинотори), Маркус (Минами-тори) и Ганджес (Нака нотори),

в) Курильские (Тисима) о-ва, Группу о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан (Шикотан – А.К.).

4. Следующие районы особо исключаются из государственной и административной юрисдикции японского императорского правительства:

а) Все тихоокеанские острова, захваченные или оккупированные по мандату, или же приобретенные Японией иным способом с начала мировой войны 1914 г.,

б) Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова,

в) Корея,

д) Карафуто (Южный Сахалин – А.К.).

5. Определение территории Японии, содержащееся в настоящей директиве, будет относиться ко всем будущим директивам, меморандумам и приказам штаба главнокомандующего, если оно не будет каким-либо образом уточнено.

За главнокомандующего союзных держав полковник АЛЛЕН X. У., помощник генерал-адъютанта» (Источник: «Сборник важнейших документов, касающихся оккупации и контроля союзных держав в Японии», том 2, издание МИД Японии, 1949 г. (англ. яз.)

Японское правительство не могло противиться такому решению, ибо оно проистекало из условий Потсдамской декларации, на основе которой капитулировала Японская империя. Пункт 8-й этой декларации гласит: «Условия Каирской декларации будут выполнены, и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем».

Игнорируя эти и другие важные документы, японское правительство в своих реваншистских притязаниях к СССР, а ныне России не останавливается перед нарушением положения Устава ООН, которое при вступлении (заметим, благодаря СССР) в эту международную организацию торжественно обязалось выполнять. А именно 107-я статья Устава ООН гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям».

Окончательное международное оформление исключения территорий Южного Сахалина и всех Курильских островов было закреплено в Сан-Францисском мирном договоре 8 сентября 1951 года. В нём японское правительство «отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». В апреле 1952 г. японский парламент, ратифицировав Сан-Францисский договор, с этим согласился.

Укажем также, что, выдвигая претензии на территории России, правительство Японии и поддерживающая его в этом администрация США грубо нарушают 8-ю статью Сан-Францисского мирного договора, которая гласит:

«а) Япония признает полную силу всех договоров, заключенных Союзными Державами в настоящее время или в будущем, для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 года, а также любые другие соглашения Союзных Держав, заключенные для восстановления мира или в связи с восстановлением мира…» 

К таким документам, несомненно, относится Ялтинское соглашение по Дальнему Востоку, согласно которому Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль решили, что Южный Сахалин будет возвращен, а Курильские острова переданы Советскому Союзу. Тогда считающийся великим президентом США Франклин Рузвельт сказал: «Русские хотят вернуть только то, что у них было отторгнуто…» 

P.S. СССР сделал неизбежной капитуляцию Японии во Второй мировой войне и сыграл огромную роль в избавлении народов Китая, Кореи, других государств Юго-Восточной Азии от угрозы истребления. Об этом говорится в послании президента РФ Владимира Путина участникам открытия военно-исторического мемориального комплекса, посвященного Курильской десантной операции.

"Наша страна внесла решающий вклад в разгром нацизма, а после победного завершения Великой Отечественной войны в полной мере выполнила свой союзнический долг", – говорится в тексте послания Путина. По словам Путина, одним из последних поистине судьбоносных сражений Второй мировой войны стало уничтожение крупной группировки японских войск в ходе штурма острова Шумшу и освобождение советскими войсками Курильского архипелага.

Российский лидер отметил, что в памяти нашего народа навечно останутся беспримерная отвага и мужество красноармейцев и краснофлотцев – участников Курильской десантной операции. Он назвал подвиг поколения победителей вдохновляющим примером и великим нравственным ориентиром.

Другие материалы