Белоруссия всегда находилась на периферии внешнеполитических интересов Соединенных Штатов Америки и сегодня продолжает оставаться лишь частью глобальной политики Белого дома в Восточной Европе, целью которой является противодействие России. Поэтому на протяжении последних трех десятилетий отношение Вашингтона к официальному Минску остается довольно однотипным, сочетая в себе, с одной стороны, санкции и давление на международной арене, а с другой – попытки подкупа и обещания «взаимовыгодного» сотрудничества при определенных условиях. Причем правила этой «игры» Белый дом устанавливает по своему усмотрению и сегодня, по всей видимости, в США решили провести очередную ревизию своей позиции по «белорусскому вопросу».
Проблемы в отношениях Минска и Вашингтона существуют практически с момента прихода к власти в Белоруссии Александра Лукашенко, так как стремление белорусского лидера идти по пути интеграции с Россией были восприняты в Белом доме крайне негативно. Вместе с тем за последующее три десятка лет США пытались использовать в своих отношениях с Белоруссией политику «кнута и пряника», что в некоторых обстоятельствах и определенные периоды приводило к потеплению отношений между странами. Пиком белорусско-американского можно считать 2015–2020 годы, которые пришлись на первый президентский срок нынешнего главы Белого дома Дональда Трампа. Используя ситуацию, которая сложилась в регионе после событий на Украине, а также определенное похолодание в отношениях между Минском и Москвой, Вашингтон резко активизировал свою деятельность на белорусском направлении с целю усилить влияние как на Лукашенко, так и на его противников. Итогом этого стало настоящее паломничество американских высокопоставленных чиновников в Минск, а в начале февраля 2020 года белорусскую столицу даже посетил тогдашний государственный секретарь США Майк Помпео.
Возможно, США и смогли бы усилить свое влияние на Белоруссию, если бы не произошли события августа 2020 года, когда в республике при содействии стран Запада была осуществлена попытка государственного переворота. После того как стало понятно, что Лукашенко не только остался у власти, но и принял решение усилить интеграцию с Россией, США развернули против Минска настоящую санкционную войну, которая перешла на новый уровень после начала специальной военной операции (СВО) на Украине. Политика санкционного давления и изоляции на международной арене со стороны США и их союзников велась Вашингтоном на протяжении всего срока президентства Джо Байдена, который отказывался вести какие-либо переговоры с белорусскими властями до безусловного выполнения всех выдвинутых перед ними требований. Однако с приходом к власти Дональда Трампа США вновь решили скорректировать свою работу с официальным Минском, что многим показалось началом очередной «перезагрузки» в отношениях двух стран. Вместе с тем в реальности ситуация выглядит не столь однозначно, так как предлагая «пряник», сегодня Вашингтон по-прежнему не отказывается от «кнута».
С одной стороны, в последние несколько месяцев в белорусско-американских отношениях, действительно, наметились серьезные изменения, которые еще год назад сложно было представить. В частности, речь идёт о сокращении поддержки со стороны США беглой белорусской оппозиции, а также о начавшихся с начала текущего года прямых контактах между Вашингтоном и Минском, результатом которых стало освобождение граждан США, которые отбывали свой срок в том числе и за участие в попытке государственного переворота 2020 года. Так, в январе 2025 года белорусские власти в одностороннем порядке освободили и передали США американку Анастасию Нюфер. В феврале сообщалось, что заместитель помощника госсекретаря США по европейским делам Крис Смит вывез из Белоруссии журналиста «Радио Свобода» (признана нежелательной организацией в РФ) Андрея Кузнечика, оппозиционерку Алену Мовшук и неназванного гражданина США. В апреле был освобожден белорусский оппозиционный деятель с американским паспортом Юрий Зенкович, которого задержали в 2021 году за участие в заговоре с целью свержения власти в республике и позже осудили на 11 лет заключения. В июне уже специальный посланник Трампа по Украине Кит Келлог прибыл в Минск, где провел личную встречу с Александром Лукашенко, после чего были освобождены еще 14 человек, среди которых были граждане Японии, Польши, Латвии, Эстонии, Швеции, США и несколько белорусов, в том числе блогер Сергей Тихановский. Все это стало свидетельством того, что контакты между Минском и Вашингтоном стали более чем активными, а в августе в отношениях двух стран произошли события, которые многих на Западе застали врасплох.
В частности, перед встречей с Владимиром Путиным на Аляске 15 августа Дональд Трамп по своей инициативе позвонил Александру Лукашенко, после чего сообщил об этом в социальной сети Truth Social, назвав белорусского лидера «глубокоуважаемым президентом Белоруссии». Как отметил Трамп, «наш разговор был очень хорошим», а в ходе его проведения он обсудил с Лукашенко «многие темы, включая визит Президента Путина на Аляску», и поблагодарил белорусского лидера за освобождение 16 заключенных. Более того, позже стало известно, что стороны достигли договоренности продолжить контакты, а президент Белоруссии пригласил американского коллегу с семьей в Минск, и это приглашение было принято. По словам Трампа, он «с нетерпением ждет встречи с президентом Лукашенко в будущем». Позже постоянный представитель Белоруссии в ООН Валентин Рыбаков, который переводил разговор, отмечал, что беседа двух лидеров «была очень доброжелательной, честной и открытой», и было ощущение, «что эти два человека между собой говорили далеко не первый раз, что они как будто бы друг друга знают и прекрасно понимают».
Кроме того, 15 августа Лукашенко позвонил и заместитель спецпосланника США по Украине Джон Коул. Как сообщали в пресс-службе белорусского лидера, «собеседники обменялись мнениями по повестке предстоящих переговоров на Аляске», а Лукашенко «изложил свою точку зрения по поводу ситуации на Украине». Также «по инициативе американской стороны в разговоре обсуждалась тема двустороннего белорусско-американского взаимодействия и возможные встречные шаги».
17 августа стало еще одним днем, когда Трамп снова неприятно удивил противников Лукашенко. В социальной сети Truth Social он сделал пост из двух предложений, который вполне можно считать знаковым: «Спасибо Белоруссии и ее могущественному лидеру. Я надеюсь, вскоре отпустят еще 1,3 тыс. человек!»
Таким образом, президент США и его окружение буквально за два дня кардинально изменили международный статус Лукашенко. Если до этого момента белорусского лидера ни Соединенные Штаты, ни ЕС, ни большинство их союзников не признавали законно избранным президентом Белоруссии, называя «национальным лидером» проигравшую выборы в 2020 году и бежавшую из страны Светлану Тихановскую, то теперь Белый дом вполне официально определился с тем, кто в реальности является главой белорусского государства.
Более того, в Вашингтоне уже не скрывают, что статус Белоруссии вполне может смениться с «врага» на «партнера». Об этом, например, свидетельствует недавняя статья в одном из главных изданий Республиканской партии США The National Interest Марка Эпископоса с названием «Можно ли развернуть Белоруссию?». В ней он отметил важное геополитическое положение республики, благодаря которому она играет «огромную роль в обеспечении безопасности в регионе». При этом автор материала отметил, что «вместо постоянной резни с белорусами гораздо выгоднее дружить, создавать продуктивные и взаимовыгодные отношения», так как «карательный подход не дал ни одного из желаемых результатов». По его мнению, в администрации Трампа сегодня понимают, что «содействие мирным отношениям Минска с его западными соседями станет прямым способом снижения рисков будущих эскалационных спиралей между Россией и НАТО». Ничего подобного за последние пять лет из США услышать было невозможно.
Вместе с тем в Белоруссии, как бы положительно ни относились к последним действиям Вашингтона, смотрят на них крайне осторожно. И причина этого заключается не только в том, что Минск уже неоднократно был обманут странами Запада, но и в том, что Белый дом, предлагая «пряник», по-прежнему не делает ничего, чтобы спрятать «кнут». Так, ни о каком снятии или ослаблении санкций в настоящее время не ведется, а все предыдущие рестрикции в отношении республики были продлены уже действующей американской администрацией. Кроме того, нет речи и о возобновлении полноценных дипломатических отношений (посольство США в Минске было закрыто в феврале 2022 года) между странами, а временным поверенным в делах США в Белоруссии в июле стал Майкл Крейдлер, который до дипломатической службы был волонтером запрещённого в России «Корпуса мира» на Украине и никогда не отличался любовью к России и всему, что с ней связано. Более того, в середине августа Госдеп США выдал ежегодный страновой доклад о соблюдении прав человека, в котором выступил с уже привычными обвинениями в адрес Минска. Например, заявляется, что в прошлом году существенных изменений в ситуации с правами человека в Белоруссии не произошло, а в республике продолжаются «пытки», «преследования», «транснациональные репрессии», наблюдается «ограничение свободы выражения мнений и свободы СМИ» и пр. В документ также были включены стандартные нарративы о «соучастии Белоруссии в войне России против Украины», «незаконном вывозе украинских детей в Белоруссию» и многое другое, что прекрасно характеризует не показное, а реальное отношение Белого дома к официальному Минску. И это, как и отсутствие практических шагов навстречу, а не просто слова благодарности в социальных сетях и признание объективной реальности, и настораживает белорусскую сторону, которая готова к возобновлению отношений с Вашингтоном, но лишь при условии равноправного диалога и с учетом национальных интересов Белоруссии.
В целом же на фоне происходящих в последние месяцы событий в белорусско-американских отношениях говорить о каком-либо коренном перевороте в сотрудничестве двух стран сегодня не приходится. Реальных шагов навстречу Минску Вашингтон пока не сделал, а все заявления из США все еще носят декларативный характер, хотя и привели многих на Западе в замешательство, а беглую белорусскую оппозицию и вовсе повергли в шок, так как теперь на повестку дня поставлен вопрос о ее статусе, а значит и дальнейшем финансировании и существовании. При этом стоит помнить, что все, чтобы ни делал Белый дом в отношении Белоруссии, всегда подчиняется его главной задаче – любыми способами ослабить позиции России в республике, а в идеале – поссорить два братских народа. Этого не могут не понимать в Минске и Москве, а значит до тех пор, пока не произойдет существенного прорыва в российско-американских отношениях, говорить о полноценном, а главное равноправном, диалоге между США и Белоруссией не приходится.
На фото: Лукашенко принимает американского посланца Кита Келлога