Украинский вопрос вызывает всё большее раздражение польского истеблишмента

Польша перед дилеммой дальнейшей поддержки украинских националистов

Недавняя депортация нескольких десятков граждан Украины, которые размахивали черно-красным флагом украинских националистов на одном из концертов, привлекла внимание польского президента Кароля Навроцкого, вступившего в должность в начале августа.

В своем интервью он назвал бандеровцев из запрещённой в России террористической группировки ОУН-УПА* «убийцами и извращенцами» и призвал сейм принять законопроект о криминализации таких действий: «В польских общественных местах они неприемлемы, и мы должны реагировать на подобные вещи, просто высылая таких людей. Мы знаем, что на Украине, даже в системе государственного образования, символика Бандеры не описывается в соответствии с историческими исследованиями».

Он напомнил, что украинские националисты «ответственны за гибель около 120 тысяч человек, включая наших сограждан, наших предков», поэтому «мы должны решительно отреагировать и принять законопроект», чтобы «криминализировать это и не допустить повторения подобных ситуаций».

На удивление приблизительно так же сразу после инцидента на концерте высказался посол Украины в Варшаве Василь Боднар, который выразил уверенность, что «польские правоохранительные органы примут необходимые меры для наказания виновных», и подчеркнул: «Украинцы, которые, как и я, являются гостями в этой стране, должны соблюдать действующие в Польше законы».

С кислой миной он также заявил, что такие действия вписываются в российскую риторику, угрожают двусторонним украинско-польским отношениям и негативно сказываются на всех украинцах в Польше. 

Хотя «российская риторика» постоянно тыкает Запад носом в преступления украинских нацистов, а тот делает вид, что этого не замечает. Что же касается отношений между украинцами и поляками, то, по словам бывшего главы МИД Украины Павла Климкина, 40% молодых поляков не любят Украину.

К раздражению Киева Навроцкий решил пойти еще дальше и предложил приравнять бандеровскую символику к фашистской в статьях Уголовного кодекса, а также отказывать в получении польского паспорта всем «бандеровцам». Для этого он предложил законодательно закрепить лозунг «Стоп бандеровщине!» и ввести идеологические условия для получения гражданства.

Такой подход уже вызвал тревогу в Киеве, и украинские СМИ процитировали неназванный источник в МИД: «Любые политизированные решения о якобы приравнивании украинских символов к нацистским и коммунистическим могут спровоцировать усиление негативных настроений в украинском обществе и потребовать реагирования украинской стороны».

Анонимность представителя МИД вызвана тем, что сейчас в самом разгаре скандал Киева с Будапештом и Братиславой, вызванный атаками ВСУ на нефтепровод «Дружба», по которому им поставляется российская нефть. 

Хунта Зеленского также делает наглые заявления в адрес руководства Венгрии, которая блокирует переговоры о вступлении Украины в ЕС. Поэтому киевский режим не хочет втягиваться в очередной скандал с третьей  по счету европейской страной, ведь тогда у многих возникнет вопрос, кому и зачем нужен такой беспардонный и наглый сосед в составе ЕС.

Кстати, Варшава уже давно требует от Киева признания ответственности за Волынскую трагедию, а сейчас перешла к шантажу – методу, который любит использовать киевская власть. Польский министр обороны Косиняк-Камыш 26 августа заявил прямым текстом: «Если Украина не разберётся с вопросом Волынской резни, геноцида на Волыни, не проведет эксгумации и увековечения памяти жертв, то шансов на вступление в ЕС не будет».

Ужесточая условия пребывания украинцев в Польше, Навроцкий ветировал очередное продление закона о социальных выплатах и медицинском обеспечении неработающих украинских беженцев, а также о выплате субсидий в 800 злотых (более 200 долл. США) на каждого ребенка. По его мнению, за три с половиной года с начала СВО ситуация принципиально изменилась и законодательство должно быть соответствующим образом скорректировано. 

Польский президент убежден, что эти выплаты, как и медицинское обеспечение, «положены только тем украинцам, которые работают», иначе «получается, что граждане Украины, которые не платят отчисления в Фонд здравоохранения, находятся в привилегированном положении по отношению к гражданам Польши».

Вот только указанный закон затрагивал также финансирование услуг связи Starlink для ВСУ. Поэтому польский вице-премьер и министр цифровизации Кшиштоф Гавковский сразу взвыл: «Это конец интернета Starlink, который Польша предоставляет воюющей Украине. Я не могу представить лучшего подарка для войск Путина, чем отключение Украины от интернета». Он также заявил, что «в России радуются позиции президента Навроцкого, который блокирует поддержку Украины».

Вице-премьера опроверг начальник канцелярии польского президента Збигнев Богуцкий: «Вето президента не отключает интернет Starlink для Украины, так как расходы на эту связь финансируются на основании положений действующего закона». 

Публичную дискуссию на тему помощи Украине продолжил лидер Конфедерации свободы и независимости (объединение ультраправых партий), бывший кандидат на недавних президентских выборах Славомир Ментцен. Он заявил, что не видит причин, почему Польша должна оплачивать украинцам спутниковую связь: «Если Украина хочет иметь Starlink, пусть сама за него платит». 

И тут уже разозлился глава МИД Сикорский, который грубо заметил, что «внешняя политика сложнее таблицы умножения». По его мнению, «помогая Украине, мы держим армию Путина дальше от наших границ, что отвечает интересам, в том числе финансовым, польского налогоплательщика».

Тем временем Верховная рада приняла концептуальный закон «об основах государственной политики национальной памяти украинского народа». Целью этого закона определена борьба с «заведомо недостоверной информацией об истории Украины», в том числе «публичного отрицания преступлений против украинского народа».

Усилена руководящая роль по этому вопросу Украинского института национальной памяти, который получил право вмешиваться в вопросы гуманитарной сферы и накладывать метку «антиукраинской пропаганды» на любой исторический факт или его оценку. Примерно, как  инквизиция в средние века определяла соответствие догматам христианской веры.

Очевидно, что преступления украинских националистов против поляков во время Волынской резни никак не вписываются в каноническую историю современной истории Украины. Так же как и отрицание Польшей имевших место убийств украинцев в тот же период, пусть и в меньшем количестве.

Кстати, Киев еще 16 июля сделал ответный ход против возможных польских материальных претензий со стороны наследников убитых поляков, приняв закон, который, в свою очередь, признает «преступной» депортацию украинского населения Польши в 1944-1951 годах и дает жертвам депортации или их детям право на возмещение морального и материального ущерба. Вдруг пригодится для взаимных претензий.

Как видно, чем дальше, тем позиция польского истеблишмента в вопросе помощи Украине будет вызывать все большие дискуссии с учетом того, что киевский режим делает все для возвеличивания «подвигов ОУН-УПА» и их «борьбы за украинскую независимость». 

Осталось дождаться, когда ненависть поляков к бандеровцам перевесит их русофобское отношение к Москве.

P.S. Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев так прокомментировал развитие отношений между Варшавой и Киевом: "Когда ругаются клинические русофобы – ляхи и бандеровцы, – это хорошо. Гордые поляцы поспорили с неонацистами из Киева на тему массового убийства поляков в ходе Волынской резни. Новый президент Навроцкий хоть и записной русофоб, но тему ухватил крепко и гвоздит бандеровских отморозков на Банковой. А те отвечают ему в том духе, что мы хоть и да, не отрицаем, наследники Степана Бандеры, но потому ненавидим всё русское и по-праву младшие братья вам, панам польским. И месят друг друга не на шутку уже не первую неделю, поливая говном из брандспойтов. В ход пошли угрозы лишить укронацистов самого святого – пайки сала и рюмки польской водки, а то и вовсе изгнать немытых холопов прочь из Ржечипосполитой. А бандеровцы в ответ открыли своё вонючее хайло и орут про европейские ценности и необходимость крепче объединиться против проклятых орков. Хорошо, короче, получилось."