Как и почему европейцы расплачиваются за чужие амбиции

Неотвратимый развал европейской энергетики влечёт и уничтожение промышленности

В 2025 году все 32 страны-члена НАТО (за исключением не имеющей армии Исландии) впервые достигнут целевого показателя военных расходов в размере 2% ВВП. Такие данные озвучены в опубликованном 25 августа официальном отчете альянса. Сам процентный рубеж был установлен еще в 2014 году, после возвращения Крыма и начала боевых действий на Донбассе. Однако даже в 2024 году, т. е. спустя десятилетие после Крымской весны и на фоне шедшей уже несколько лет СВО на Украине, десять государств-членов НАТО это обязательство все еще не выполняли. Но вот теперь, в 2025 году, когда американцы и русские пытаются прийти к миру в Европе, согласно новой оценке самого НАТО, все страны альянса целевой показатель по расходам на войну выполнят и даже кое-где существенно перевыполнят.

Тем временем живущих в Евросоюзе все больше беспокоят перспективы разрушения «социальной модели единой Европы» в угоду наращиванию военного потенциала якобы коллективного Запада. При этом руководство ЕС намеренно игнорирует озабоченности и страхи населения и все энергичнее спекулирует на теме «подготовки Москвой агрессии против стран Европы», пытаясь тем самым отвлечь внимание европейцев от последствий заключения невыгодной торговой сделки с США.

Значительное влияние на происходящее оказывает и экономический контекст. Лишившись российских энергоносителей, Евросоюз погрузился в глубокий затяжной кризис и фактически утратил энергетический суверенитет. По имеющимся оценкам, Европейский союз после разрыва энергетического сотрудничества с Россией уже потерял свыше триллиона евро. Эта цифра включает прямые потери от торговли, дополнительные расходы на импорт энергоносителей и общий экономический спад. 

По данным Bruegel, уже через год кровопролития на Украине, в 2023 году промышленные цены в ЕС были существенно выше, чем в США: на газ – на 345%, на электричество – на 158%. Обычные европейцы сегодня платят за свет и отопление в 2-5 раз больше, чем американцы. В то же время, согласно оценкам Eurostat, счет за импорт нефти, газа и угля для Европы был бы вдвое меньше, если бы сотрудничество с Россией продолжалось.

Еврозона пока еще демонстрирует ничтожнейший рост ВВП (менее 0,5%), но реальные доходы населения падают уже третий год подряд. При этом методичный развал европейской энергетики тянет за собой и уничтожение промышленности. Многие энергоемкие отрасли вынуждены сокращать производство либо выносить его за пределы Европы. Более 300 крупных предприятий свои производственные мощности за пределы ЕС уже вынесли. 

Немецкий «локомотив» Европы, оказался в стагфляции, где дорогая энергия делает неконкурентоспособным его экспорт. С каждым годом Германия и другие страны объединенной Европы все сильнее зависят от зарубежных товаров и ресурсов и теряют всякую надежду на экономический суверенитет. Рост стоимости энергоносителей, снижение экономической активности, инфляция и убытки для бизнеса не мешают правительствам европейских стран продолжать жечь деньги в топке военно-милитаристского психоза. Протесты и мнение западных налогоплательщиков, которые, как всегда, покрывают разницу из собственного кармана, власть имущие ЕС пока просто игнорируют. 

Власть имущие США и вовсе наживаются на этой ситуации по максимуму и теперь, после заключения столь выгодной для них сделки с ЕС, наращивают еще и поставки европейцам по завышенным ценам СПГ. Пытающиеся противодействовать заокеанскому напору хотя бы политическими инструментами европейские лидеры стремятся синхронно блокировать любые возможности быстрых договорённостей между Вашингтоном и Москвой, заранее отвергая возможные условия, выполнения которых (в случае достижения какого-либо соглашения по Украине) президент США Д. Трамп будет требовать от ЕС.

Свою игру ведет на Европейском континенте и Британия, которая впервые за 12 лет стала нетто-экспортёром энергии и теперь еще больше заинтересована в проблемах конкурентов с континента и максимальном продлении получения прибылей на славянской крови. Бенефициары войны до последнего украинца с Туманного Альбиона готовы сорвать любые дипломатические мирные инициативы по Украине, будь то через давление на своих союзников и марионеток, информационные кампании или прямые силовые провокации, вплоть до операций «под чужим флагом».

В этом контексте специально акцентируем внимание читателей на том, что наиболее накладной для экономики Германии и других стран ЕС является не столько поддержка (через режим в Киеве) взаимоистребления славян, сколько наращивание собственного военного потенциала, сопровождаемое русофобской пропагандой и попытками увести внимание европейцев от проворчиваемых за их счет англосаксами гешефтов. Прикрывая одно вранье другим, еще более гнусным, власти ведущих стран ЕС уже загнали себя в своеобразный электорально-политический капкан.

Например, согласно оценке Института мировой экономики в Киле, к началу 2025 года вливания в поддержку войны на Украине составляли всего около 0.2% от ВВП «локомотива» ЕС Германии (общая европейская помощь при этом составила €267 млрд). Сегодня немецкие власти вполне могут отправлять режиму в Киеве и намного больше средств. Но тогда им придется и больше урезать статьи расходов, что на фоне заявлений канцлера Ф. Мерца о «конце социального государства» и проблем с рейтингом правящей партии, может фатально отразиться на карьерах ведущих немецких политиков.

Все это подсвечивает один из главных парадоксов современной Европы: коррупционные интересы производителей оружия и западного ВПК, наращивающих бюджетные аппетиты под заведомо нереалистичные планы военного «усиления» Европы и русофобскую пропаганду, стоят гораздо выше настоящих, жизненно важных нужд населения. Ирония в том, что реальная военная слабость Евросоюза выгодна опять же тем, кто зарабатывает на педалировании угрозы «агрессии с Востока» – оружейным лоббистам и бюрократам ЕС, стремящимся оправдать сотни миллиардов трат на ВПК.