НПЗ в Венгрии

Хорватский вариант «альтернативного» транзита нефти не устраивает Венгрию и Словакию

Экстремист и террорист Линдси Грэм грозит санкциями Будапешту и Братиславе, отстаивающим свой энергетический суверенитет

Хорватия готова обеспечить Венгрию и Словакию нефтью нероссийского происхождения, используя мощности своего Адриатического нефтепровода – JANAF (протяжённостью примерно 1200 км), доходящего в том числе в Венгрию, рассказал на днях премьер-министр Андрей Пленкович в интервью CNN: «Хорватия располагает Адриатическим трубопроводом для доставки нефти нашим соседям, и мы проверили все его мощности. Сегодня Хорватия может гарантировать Венгрии и Словакии поставку более 12 млн тонн не российской нефти в год, чтобы удовлетворить все потребности нефтеперерабатывающего завода в Сазхалломбате в Венгрии (центральная часть страны. – Прим. ред.) и НПЗ в Братиславе в Словакии».

JANAF, действующий с 1981 г., соединяет терминал в порту Омишаль на хорватском острове Крк в северной Адриатике с НПЗ в самой Хорватии, Словении, Венгрии, Сербии (в Панчево восточнее Белграда) и Боснии и Герцеговине (Босански-Брод вблизи границы с Сербией). Оператором нефтепровода «Адрия» является хорватская компания Jadranski naftovod.

Ранее, в середине 2022 г. JANAF сообщила о приостановке прокачки российской нефти на сербский НПЗ в Панчево, что стало санкционным ударом и по Сербии, формально остававшейся вне каких-либо энергетических санкций со стороны Вашингтона и Брюсселя. Такой шаг был предпринят для дополнительного прессинга на Белград с целью ускорить вступление Сербии в ЕС. Транзит же российской нефти по данному трубопроводу прекратился с 2023 г. также и в Боснию и Герцеговину.

Нынешнее предложение Загреба прозвучало на фоне опасений Венгрии и Словакии относительно безопасности нефтепоставок по трубопроводу «Дружба», регулярно атакуемого боевиками ВСУ, а также на фоне требований Трампа к ЕС прекратить импорт российской нефти. Впрочем, в Будапеште и Братиславе не склонны довериться этим посулам, а потому, например, Венгрия и Сербия ускоряют сооружение нефтепровода из южной Венгрии в северную в Сербию (протяжённостью 135 км) для поставок российской нефти.

Венгерская позиция по этому вопросу была изложена ещё в августе, на фоне тогда ещё неофициальных хорватских предложений относительно транзита энергоресурсов в Венгрию и Словакию. «Хорватию нельзя считать надежной страной для транзита нефти. С начала конфликта на Украине они [хорваты] подняли транзитный сбор в пять раз против среднего его размера по рынку» (имеется в виду европейский нефтетранзитный рынок в ЕС-ареале. – Прим. ред.), тем самым сделав «невозможным для венгерского энергетического концерна MOL обеспечить долгосрочное использование этих транспортных мощностей», рассказал тогда глава венгерской дипломатии Петер Сийярто. А в начале сентября он же обвинил Брюссель в «лицемерии и навязывании Венгрии ущербных для нее решений. Притом что Западная Европа как покупала, так и покупает российскую нефть теперь и через третьи страны». 

Петер Сийярто

Как пояснил министр, хорваты «не сделали инвестиций, необходимых для увеличения мощности трубопровода, и приводят данные о максимальной мощности, которая никем не доказана». По его мнению, согласованному с Братиславой, прекращение поставок из России сделает Венгрию и Словакию «зависимыми от транзитного пути через Хорватию, на который нельзя полагаться». Предложение Загреба вполне логично рассматривается как «скоординированная с Брюсселем акция». 

При этом режим Зеленского может позволить себе что угодно против членов ЕС, обстреливая газоперекачивающие станции на территории России и блокируя южную ветку линии нефтепровода «Дружба», проходящую по территории бывшей УССР. «Блокировка Украиной поставок российской нефти двум членам ЕС поныне не встречает концентрированного давления со стороны Брюсселя, констатирует доцент ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. – Вместо Киева с давлением сталкивается сама Венгрия: его осуществляет евробюрократия, недовольная политикой премьера Венгрии Виктора Орбана».

Андрей Пленкович

Андрей Пленкович

Как упомянуто выше, ответом на давление со стороны Брюсселя и Загреба является совместное решение Белграда и Будапешта ускорить строительство трансграничного нефтепровода для поставок российской нефти через южно-венгерский Алдьо на НПЗ в Панчево и Нише. Венгерский и сербский участки этой артерии будут построены в ближайшие полтора-два года, о чём заявлено 2 сентября с. г. в ходе встречи в Белграде Питера Сийярто с министром энергетики Сербии Дубравкой Джедович-Ханданович. В апреле Сийярто заявлял о начале строительства в конце 2025 г. – начале 2026 г., а полностью в работу он будет введен к 2028 г. Однако уже в июле сроки были скорректированы на более ранние: венгерское правительство не готово отказываться от дешёвой российской энергии, поскольку это единственный способ поддерживать самые низкие тарифы на коммунальные услуги в Европе. А если Еврокомиссия отключит Венгрию от поставок российских энергоносителей, «семьям придётся платить за коммунальные услуги в 2, 3, а то и в 4 раза больше». По оценке МВФ, в случае отказа от российских энергоресурсов Венгрия потеряет до 4 % ВВП.

В свою очередь, президент Сербии Алекандр Вучич ранее сообщал, что проектная документация по сербско-венгерскому газопроводу будет готова в 3-м квартале 2022 г. Первоначальный объем поставок – не менее 3 млн тонн. Пока нет официальной информации, согласованы ли эти поставки с РФ, но как считают многие эксперты, официальное озвучивание «первичных» 3 млн тонн свидетельствует о ведущихся консультациях и согласованиях по данному вопросу. 

Делегация из Казахстана в Венгрии

Делегация из Казахстана в Венгрии

Стремясь к диверсификации поставок энергоресурсов, Будапешт расширяет контакты с Баку, в соответствии с февральскими договорённостями тестирует поставки из Казахстана (1), а также подписывает 10-летнее соглашение на поставку 2 млрд кубометров газа чешским и немецким трубопроводам с компанией Shell в преддверии планируемого отказа Евросоюза от импорта российского ископаемого топлива к концу 2027 года. 

В представленный накануне Брюсселем 19-й пакет антироссийских санкций включён, в частности, полный запрет на импорт российского СПГ к январю 2027 года, а также отмена остававшихся исключений для «Роснефти» и «Газпром нефти» (при этом, как говорит еврокомиссар по экономическим и социальным вопросам Валдис Домбровскис, ограничения на покупку нефти из РФ не предполагаются). На этом фоне вновь напомнил о себе одиозный сенатор, экстремист и террорист Линдси Грэм*, пригрозивший Будапешту и Братиславе санкциями в случае, если они не откажутся от российской нефти. В то же время П. Сийярто опроверг приписываемое Трампу требование к Будапешту отказаться от импорта нефти из России, напомнив заодно о том, что «хорватский» нефтепровод может быть в лучшем случае вспомогательным по отношению к «Дружбе». Но едва ли по случайному совпадению очередные эскапады «ястреба»-республиканца Грэма прозвучали в унисон сомнительной инициативе Загреба, пока не вызвавшей положительного отклика со стороны тех, кому она адресована...

Примечание

(1) Летом «КазМунайГаз» поставил тестовую партию нефти в объёме 85 тыс. тонн в Венгрию через Хорватию (включая перевозку морем из Новороссийска до хорватского порта Омишаль). По прибытии танкера в Хорватию представители «КазМунайГаз», венгерской MOL Group и JANAF обсудили дальнейшее сотрудничество. «КазМунайГаз» и MOL Group подписали рамочное соглашение о продолжении поставок и более тесном сотрудничестве в энергетическом секторе.  По-видимому, речь идёт не о некоей разовой акции, а о реализации более масштабных планов Казахстана по укреплению энергетических связей с европейскими странами и снижению зависимости от традиционных трубопроводных маршрутов, таких как нефтепровод «Дружба».

Другие материалы