Как сообщила в соцсетях депутат Европейского парламента от Венгрии Кинга Гал, фон дер Ляйен оказалась в центре нового скандала с «исчезающими сообщениями». Министр Венгрии по делам ЕС Янош Бока прямо заявил: еврогинеколог подрывает доверие к Брюсселю и теперь под вопросом не только репутация самой фон дер Ляйен, но и устойчивость Еврокомиссии в целом. Европейский омбудсмен Тереза Анжиньо начала официальное расследование очередной сомнительной переписки председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен в этот раз с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который призывал заблокировать торговое соглашение Европейской комиссии с южноамериканским таможенным союзом МЕРКОСУР.
Что было тому причиной? В это латиноамериканское сообщество государств входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (приостановила членство в 2017 году) и Боливия. И это 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 миллионов человек), на них приходится 40% прямых зарубежных инвестиций в регион, 33% внешней торговли, 41% совокупного ВВП региона (800 миллиардов долларов) – коротко говоря, по размерам и экономическому потенциалу это второй после ЕС таможенный союз и третья после ЕС и НАФТА зона свободной торговли. Подписание торгового соглашения – очередная победа глобализма. Можно было бы поздравить фрау Ляйен с победой – она и сама назвала это соглашение историческим и подчеркнула, что Евросоюз «наращивает усилия по диверсификации своих торговых отношений». Тут даже кивать не надо на США, которые разувают Брюссель пошлинами, и на сам Брюссель, посадивший себя на американскую газовую иглу.
По условиям соглашения страны-члены МЕРКОСУР обязываются постепенно отменить пошлины на 91% импорта из ЕС, включая автомобили, технику и фармацевтические препараты. В обмен на это они смогут продавать свою сельскохозяйственную продукцию в ЕС на более выгодных условиях. Еврокомиссия обещает, что «сельскохозяйственный сектор ЕС немедленно выиграет от снижения тарифов и издержек». Что соглашение включает обязательства по защите окружающей среды, в том числе предотвращение дальнейшей вырубки лесов после 2030 года, правда, без указания мер, которые для этого требуются. И всё бы хорошо, если бы не французская говядина. Франции, где развито производство такого мяса, никак не нужен рост его импорта, и Париж заявил, что подпишет соглашение о свободной торговле только в том случае, если оно защитит интересы французского сельского хозяйства и сельского хозяйства ЕС. Но европейские фермеры все шесть лет, пока шёл политический торг с МЕРКОСУР, заявляли, что эта сделка приведёт к дешёвому импорту товаров и говядины тоже, которые не соответствуют экологическим стандартам и стандартам безопасности пищевых продуктов ЕС. Аграрии Италии и Польши считают, что Берлемон им лжет и также выразили несогласие. Вместе эти три страны могут заблокировать сделку. А для вступления в силу соглашения оно должно быть ратифицировано как минимум 15 из 27 государств-членов Европейского союза.
Но даже не сам МЕРКОСУР и соглашение с ним обнажили очередной пример ляйен-управление в Еврокомиссии, а тайные переговоры между фрау и «петушком из Парижа». Как и чем она соблазняла Макрона подписать соглашение вам, теперь не скажет никто. Потому что точно так же, как и в случае со скандалом с Pfizergate, эти сообщения также пропали. В октябре прошлого года утверждалось, что Урсулу фон дер Ляйен будут судить за отказ публиковать личную переписку с руководством корпорации Pfizer по закупке вакцин против коронавируса на 30 миллиардов евро. Всего только пару месяцев назад газета Politico сообщила, что Европейский суд признал фон дер Ляйен ответственной за сокрытие информации о контрактах с компанией Pfizer на поставки вакцин против COVID-19 в 2021-2023 годах. Но не возложил на неё ни дисциплинарных, ни уголовных мер. Собственно, это и утвердило фрау в том, что ей всё можно.
Как и в прошлый раз, её смс-переписка с Макроном исчезла с берлемонских «радаров», и Еврокомиссия не смогла предоставить эти сообщения, заявив, что они были автоматически удалены из приложения Signal в компьютерной базе Берлемона.
«Этот случай в очередной раз демонстрирует отсутствие прозрачности в деятельности Еврокомиссии под руководством Урсулы фон дер Ляйен. Нам нужна настоящая прозрачность в институтах ЕС, а не секретные переписки и исчезающие сообщения», – заявила депутат Европарламента от партии «Фидес» Кинга Галь. Её поддержал министр Венгрии по делам ЕС Янош Бока. «Это уже не только ее личная проблема. Это кризис для всего руководства Брюсселя. Европе нужны не тайные переговоры и не «потерянные» сообщения, а ответственные лидеры», – заключил он.
Что же наша фрау? Да ничего особенного. В минувшее воскресенье она дала «эксклюзивное» интервью шести европейским газетам, включая Die Welt, La Repubblica и Le Figaro, раздав журналистам письменные ответы на вопросы, которые придумала сама. Испанская El País отказалась участвовать в таком «интервью» и опубликовать этот материал «из-за жестких условий, выдвинутых Комиссией, которые противоречили ее редакционным рекомендациям». В швейцарской газете Tages-Anzeiger «эксклюзив» тоже не вышел в свет. А сама героиня, заявив, что «люди недовольны независимо от характера её выступлений в СМИ» и отмахнулась: «Дайте мне передохнуть».
То, что самоличное правление Урсулы фон дер Ляйен разъедает ЕС, заметно не только в Европарламенте. На минувшей неделе Apple начала давление на технологическую повестку дня ЕС, призвав Брюссель отменить закон о цифровых рынках, утверждая, что он нарушает основные права человека, сообщает Anupriya Datta. И ЕС уже готовит ряд мер в рамках так называемого комплексного пакета мер по упрощению правил.
Еврокомиссия, изо всех сил пытающаяся отстоять свою роль лидера в области изменения климата, на Генассамблее в Нью-Йорке так и не смогли договориться о целевом показателе выбросов к 2035 году, промямлив устами фон дер Ляйен лишь расплывчатые зелёные обязательства. На этой же неделе также рухнуло, как дерево под топором, ключевое постановление по борьбе с вырубкой лесов: Брюссель сослался на проблемы с информационными технологиями, хотя очевидно, что причиной тут торговое соглашение между ЕС и США.
Как и у себя в Берлемоне, чтобы продемонстрировать свою «политическую волю», фон дер Ляйен совершала все новые риторические выпады, далеко выходя за пределы юрисдикции ЕС. В эфире CNN она заявила, что это ее «личное мнение рассматривать возможность сбить истребитель, вторгшийся в наше воздушное пространство», перещеголяв даже генерального секретаря НАТО.
«Как отмечают аналитики, политическая энергия в Брюсселе переключилась с амбициозных новых законов на пересмотр существующих – отчасти для того, чтобы успокоить бизнес и продемонстрировать что-то пикантное Дональду Трампу. Даже хваленый закон об искусственном интеллекте может быть пересмотрен еще до того, как он будет полностью внедрен, пишет L`Express. По обе стороны Атлантики очевидно, что ЕС становится все более покорным. Когда блок, например, отключает российские энергоносители, политическая стратегия фон дер Ляйен заключается в том, чтобы пресмыкаться перед президентом США, говорить ему, что он имеет право требовать и даже ждать от неё, когда она под него подравняется.
Такая холуйская позиция фон дер Ляйен – питательная среда для конкурентов. Вспомните, ещё 2 года назад проигравший ей выборы Шарль Мишель уже обвинял Урсулу фон дер Ляйен в превышении внешнеполитических полномочий. В минувшую среду он, можно сказать, бросился на Урсулу в атаку. Французский еженедельник L’Express, давший ему слово, подтверждает, что он хорошо прицелился в эту фрау и её должность соответственно: «Необходимо срочно повысить нашу конкурентоспособность. Мы должны раскрыть инновационный потенциал Европейского союза… Нам нужно разумное регулирование – европейское и национально, – которое обеспечивает стабильную и предсказуемую основу для наших предприятий и подчеркивает справедливое игровое поле. Сегодня наши правила, сложные и жесткие, подавляют дух инноваций и предпринимательства и становятся контрпродуктивными… Когда появляется новая технология, мы, как правило, в первую очередь видим риски и угрозы, в то время как другие в первую очередь видят потенциал для повышения производительности и конкурентоспособности. Тем не менее именно доверие является лучшим двигателем инноваций и роста. Я выступаю за то, чтобы закрепить презумпцию доверия во взаимодействии между властями и частным бизнесом». Это по самым больным местам Берлемона под командованием Урсулы.
Ну и вишенка на торте от Мишеля: «Я предлагаю создать Совет европейской безопасности в качестве ответвления от Европейского совета. Состоящий из постоянных и непостоянных членов, представленных на уровне их главы государства или главы правительства, его миссия будет двоякой: подготовка стратегических решений для представления Европейскому совету и координация Европейского реагирования на кризисы. Для структурирования и оптимизации процесса принятия стратегических решений на европейском уровне. Для поддержки его работы Европейское командование обороны, состоящее из начальников штабов государств-членов, будет отвечать за оперативную подготовку решений. Он также призван координировать усилия в области обороны и безопасности и сближать военные доктрины государств-членов, которые этого желают». Появись такой совет сегодня, завтра мечтающая о таких погонах Урсула сама отправится на пенсию.
Но есть и оборотная сторона медали грядущих в Брюсселе перемен. От осинки не родятся апельсинки. И Брюссель, в котором возможность инициировать законы принадлежит исключительно Европейской комиссии, не даст другого плода, кроме а-ля фон дер Ляйен. И разница только в том, кто дальше по дороге ЕС попрыгает. Природа власти не та-с, господа еэсовцы. Комиссия имеет фактическую монополию на внесение предложений для законодательного процесса, и это даёт ЕК возможность влияния на повестку дня всего Евросоюза. Поэтому и вопрос о предании суду «фондерляйенов» всегда останется без ответа.