В Британии решили похоронить британское право, а заодно и демократию

Криминальный вал это не остановит

Правительство Великобритании рассматривает возможность отмены суда присяжных для подавляющего большинства уголовных дел. Предложение, выдвинутое министром юстиции Великобритании Дэвидом Лэмми, призвано решить проблему накопившихся судебных дел, из-за которых потерпевшие и обвиняемые годами ждут правосудия.

Согласно документу министерства юстиции, распространенном в Уайтхолле в начале ноября, «королевские суды Англии и Уэльса столкнулись с рекордным объемом нерассмотренных дел: более 78 000 дел ожидают своего завершения».

«Суды присяжных заседателей по всем видам преступлений, за исключением самых тяжких, таких как изнасилование, предумышленное убийство и убийство по неосторожности, будут отменены в Англии и Уэльсе в соответствии с радикальными предложениями, разработанными Дэвидом Лэмми.

В предложениях, которые вызвали резкую негативную реакцию со стороны ведущих юристов, заявивших, что они не сократят количество нерассмотренных дел в судах и могут “уничтожить правосудие в том виде, в котором мы его знаем”, [чернокожий] министр юстиции предложил, чтобы присяжные выносили решения только по преступлениям, представляющим общественный интерес, за которые возможно тюремное заключение сроком более пяти лет.

Он предложил, что единоличные судьи будут председательствовать на судебных процессах по другим тяжким преступлениям, заслуживающим наказания в виде лишения свободы сроком до пяти лет, тем самым лишив тысячи обвиняемых возможности быть заслушанными перед судом присяжных»,пишет британская The Guardian. 

 Президент Юридического общества Англии и Уэльса Марк Эванс заявил, что предложения Лэмми являются «крайней мерой»: «Это фундаментальное изменение в работе нашей системы уголовного правосудия, и оно заходит слишком далеко. Представление о правосудии в нашем обществе во многом основано на участии неспециалистов в определении виновности или невиновности человека. Мы не увидели никаких реальных доказательств того, что расширение категорий дел, рассматриваемых одним судьей, поможет сократить объемы нерассмотренных дел».

Председатель Ассоциации адвокатов по уголовным делам, представляющей адвокатов по уголовным делам, королевский адвокат Риэль Карми-Джонс указал: «То, что они предлагают, просто не сработает — это не та волшебная таблетка, которую они обещают. Последствиями их действий станет разрушение системы уголовного правосудия, которая на протяжении веков была гордостью этой страны, а также уничтожение правосудия в том виде, в каком мы его знаем. Присяжные не виноваты в задержке. Причина — систематическое недофинансирование и халатность, допущенные нынешним правительством и его предшественниками».

Небезынтересно, что предложение отменить суды присяжных «кардинально меняют прежние взгляды Лэмми», который, как отмечает The Guardian, в комментарии в социальных сетях, опубликованном пять лет назад, написал: «Судебные процессы — основополагающая часть нашего демократического устройства. Уголовные суды без присяжных — плохая идея».

Также выяснилось, что премьер-министр правительства лейбористов Кир Стармер ранее заявлял, что все уголовные дела, в том числе рассматриваемые в магистратских судах, должны рассматриваться с участием присяжных.

В статье, опубликованной в журнале Socialist Lawyer весной 1992 года, Стармер, который тогда был секретарём Общества юристов-социалистов имени Холдейна, писал: «Право на суд присяжных — важный фактор в тонком балансе между властью государства и свободой личности. Чем сильнее оно ограничивается, тем сильнее дисбаланс».

На лейбористов, затеявших фактическую отмену британского юридического права, ожидаемо обрушились политические конкуренты.

Лидер консерваторов Кеми Баденох заявила: «Это краткосрочное решение, которое ставит под угрозу справедливость, подрывает общественное доверие и разрушает саму основу нашей системы правосудия».

Представительница либерал-демократов по вопросам юстиции Джесс Браун-Фуллер назвала эти сообщения «совершенно позорными» и обвинила лейбористов в разрушении системы правосудия и предательстве интересов жертв преступлений.

«Это предложение [об отмене суда присяжных] вызвало ожесточённые дебаты в британском юридическом сообществе главным образом потому, что оно затрагивает права, установленные в эпоху Великой хартии вольностей. Великая хартия вольностей была королевской хартией прав, принятой королём Иоанном II Английским в 1215 году. Она заложила основу индивидуальных свобод и концепции, согласно которой свободный человек не должен быть наказан, кроме как по ”законному решению равных ему”», пишет The Indian Express. 

«Понятно, как это нравится правительству, которому нужно экономить деньги. Но тем не менее это глупо. На каждого ненавистника суда присяжных — в основном юристов и поклонников Ли Куан Ю — приходится тысяча избирателей, которые испытывают к нему как тёплые, так и тёплые чувства. Правые любят общее право, потому что оно британское, а что может быть более британским, чем суд присяжных? Лорд-канцлер, не делайте этого», – обратился к Дэвиду Лэмми профессор кафедры международных отношений и международного права Лейденского университета и научный сотрудник Центра конституционного права и правовых исследований Университета Британской Колумбии Юань И Чжу.

Но лейбористам действительно позарез нужно сэкономить бюджетные расходы под угрозой полной потери контроля над государственными финансами.

Заимствования Британии достигли пятилетнего максимума — денег нет и страна ежегодно занимает по 180 млрд фунтов и тратит по 110 млрд на погашение старого долга, как пишет Financial Times. Из них же покрывается разница между налогами и пособиями, которые не покрывают друг друга. Дыра в бюджете Британии растет невероятными темпами и уже требует повышения подоходного налога. Сейчас Великобритания тратит на обслуживание долга больше, чем на оборону и полицию, вместе взятых, — более 100 миллиардов фунтов в год. На текущий момент Британия практически потеряла контроль над государственными расходами.

И все же не последней причиной стремления лейбористов отменить суд присяжных является разгул преступности в Соединенном Королевстве. 

По данным британского Управления национальной статистки, общая преступность в Англии и Уэльсе неуклонно растет в течение последнего десятилетия, а общее число зарегистрированных преступлений достигло приблизительно 6,66 млн в 2023/24 году. Количество насильственных преступлений и сексуальных преступлений резко возросло с середины 2010-х годов. Кража в магазинах также достигла нового пика с 440 000 зарегистрированных случаев в 2023/24 году.

Система правосудия, по сути, не справляется с огромным потоком криминала: в 2023 году было раскрыто лишь 5,7% преступлений. Королевские суды также сталкиваются с задержкой десятков тысяч нерассмотренных дел, причем для вынесения решения по некоторым делам требуется почти два года.

Огромный размах приобрела этническая преступность, причем британские власти всячески это скрывали.

Так, в докладе аналитического центра Policy Exchange, спонсируемого бывшим канцлером и министром внутренних дел от Консервативной партии Саджидом Джавидом, утверждается, что причиной упадка полиции и уголовного правосудия является не разгул этнических ОПГ, а «режим жесткой бюджетной экономии» и что «к резкому росту преступности привели годы сокращения финансирования полиции, тюрем и судов».

Вполне объяснимо, что Саджид Давид, средний из пятерых сыновей водителя автобуса Абдулы Джавида, иммигрировавшего из Пакистана, склонен замалчивать истинные причины криминализации британского социума, переводя стрелки на недостаточное финансирование правоохранителей.

Аналитиков Policy Exchange, которым платит выходец из семьи пакистанских мигрантов, беспокоит не утрата своей цивилизационной идентичности с Туманным Альбионом, а то, что «стремительно растущий уровень преступности обходится экономике Великобритании в 250 млрд фунтов стерлингов в год» и что «эпидемия краж в магазинах, наряду с другими преступлениями, наносит серьезный удар по предприятиям, государственному сектору и частным лицам, нанося экономике прямой ущерб в размере около 170 млрд фунтов стерлингов в год, или около 6,5% валового внутреннего продукта».

«Кроме того, по оценкам, существуют нематериальные эффекты на поведение, вызванные страхом перед преступностью. Хотя это трудно количественно оценить, в отчете предупредили, что действия, предпринимаемые предприятиями и частными лицами, чтобы не стать жертвой преступления, например, не посещать центральные улицы или откладывать инвестиции, могут привести к общим издержкам до 250 млрд фунтов стерлингов или 10% ВВП», – говорится в докладе Policy Exchange.

В текущей реальности, маленькие британские города оказались во власти этнических банд. Скандалы с растлением малолетних стали обыденным явлением.

В июле 2022 года в Великобритании разразился грандиозный скандал вокруг преступлений пакистанской мафии в городке Телфорд (графство Шропшир), где более 40 лет этнические банды принуждали несовершеннолетних девочек к сексуальному рабству; девочек насиловали, избивали, убивали.

Факты стали известны лишь благодаря расследованию, проведённому газетой The Mirror, которое показало, что властям было известно о сексуальной эксплуатации детей, но они закрывали на это глаза, опасаясь обвинений в расизме (в Телфорде орудовала пакистанская мафия). Журналисты выяснили, что больше тысячи детей и подростков Телфорда подверглись сексуальному насилию.

Правоохранители Телфорда называли сексуальную эксплуатацию детей «детской проституцией» и обвиняли в этом самих детей, а не преступников. Многих из детей судили, обращаясь с ними, как с обычными проститутками. По итогам расследования были арестованы всего семь мужчин-пакистанцев. Власти и полиция Телфорда принесли жителям неуклюжие извинения, отрицая свою связь с преступниками.

Схожая история случилась в 2014 году в еще одном провинциальном городке – Ротерхэме. Тогда британские правозащитники опубликовали доклад, в котором сообщалось, что в тихом Ротерхэме с населением в 117 тысяч человек за 16 лет выходцы из Пакистана изнасиловали более 1,4 тысячи детей. Полиция и местные чиновники знали об этом, но предпочитали молчать, так как боялись показаться «нетолерантными».

«Ротерхэм обесчещен, – писала газета Rother Advertiser. – На этой неделе он – самый позорный город в Британии». Глава городского совета Роджер Стоун подал в отставку. Полиция Южного Йоркшира тогда начала внутреннее расследование, но никого серьёзно не наказали.

«Мусульманские банды, промышляющие сексуальной эксплуатацией детей (Muslim Grooming Gangs) орудуют по всей Британии десятилетиями, Телфорд – лишь последнее подтверждение этого. К сожалению, британский истеблишмент не готов ставить безопасность наших детей выше групповых интересов»,пишут британские СМИ, отмечая что, кроме Телфорда и Ротерхэма, банды насильников орудуют в Рочдейле, Брэдфорде, Оксфорде, Ньюкасле, Лестере и даже в Лондоне.

В Британии действуют почти пять тысяч организованных преступных групп, сообщает The Guardian. По оценкам Национального агентства по борьбе с преступностью (National Crime Agency – NCA), в Великобритании каждый год отмывается 90 миллиардов фунтов стерлингов криминальных денег, что составляет 4% ВВП страны. «Лондон стал… сердцем европейской организованной преступности... Преступность – неотъемлемая часть британской экономики, обеспечивающая сотни тысяч рабочих мест, причём не только для профессиональных преступников: по подсчетам NCA, в настоящее время действуют 4629 организованных преступных групп».

Помимо пакистанских банд, набирает силу албанская мафия. Одна из бандитских группировок – «Адские албанцы» (Hellbanianz) – действует на востоке Лондона, в районе Баркинг. В 2017 году они выложили свои рэп-композиции на YouTube, «хвастаясь нечестно нажитым богатством и мощью своего оружия». Главарь этой банды Тристен Аслани в 2016 году сел на 25 лет за торговлю наркотиками. На странице социальной сети под названием «Мой албанец в тюрьме» появилась его фотография, на которой он изображен по пояс голым и, видимо, только что вышедшим из тюремного спортзала. Фото подписано так: «Даже в тюрьме у нас есть все условия, не хватает только шлюх».

Долгие годы в Соединённом Королевстве орудовал выходец из Индии Вишала Чодхари, который занимался торговлей белыми женщинами. Чодхари, живший в элитном лондонском жилом комплексе Кэнэри-Уорф, знакомился с молодыми женщинами из Венгрии, Чехии, Польши через социальные сети, предлагал им работу нянек, уборщиц или администраторов в Англии, а когда женщины добирались до Великобритании, их заставляли работать в борделях.

Общеизвестно, что суды присяжных зачастую оправдывали преступников из числа нацменьшинств, впрочем, это никто в Британии и не оспаривает.

Поэтому инициатива лейбористов по отмене суда присяжных для большинства преступлений произвела буквально шоковый эффект среди этнических и религиозных лоббистов.

Адвокат по уголовным делам Кир Монтейт, специализирующийся по вопросы «институционального расизма» с целью отмены обвинительных приговоров молодым чернокожим мужчинам, заявил: «Разворот Лэмми на 180 градусов в сторону замены присяжных судьями не только противоречит конституции и политически наивен, но и приведет к дальнейшей несправедливости и судебным ошибкам в отношении чернокожих и представителей этнических меньшинств».

Фиона Разерфорд, генеральный директор благотворительной организации Justice, занимающейся правовой реформой, заявила, что этот шаг вряд ли сократит отставание и создаст новые проблемы для расовых групп: «Присяжные представляют многообразие общества и обеспечивают более равные результаты. Например, как показал обзор Лэмми, чернокожие и китайские женщины признаются виновными гораздо чаще, чем белые женщины, судьями, но не присяжными».

Мэтт Фут, содиректор благотворительной юридической организации Appeal, заявил, что лишение права на рассмотрение дел коллегами в подавляющем большинстве случаев «неизбежно» приведет к большему количеству судебных ошибок, особенно в отношении «цветных людей».

Таким образом, со своей идеей отмены суда присяжных лейбористы, целевым электоратом которых является не в последнюю очередь именно этнорелигиозные меньшинства, оказались между Сциллой огромного бюджетного дефицита и Харибдой возмущения со стороны могущественного лобби этих меньшинств.

Интересно, что ни британские СМИ, ни лоббисты всех мастей не предлагают радикально сократить военные расходы, что в одночасье решило бы проблему недофинансирования правоохранительной системы Соединенного Королевства.

В такой ситуации какие бы новые бредовые идеи ни придумывали британские политики, любые законотворческие судороги Лондона будут описываться русской пословицей: хвост вытащишь, нос увязнет. 

Другие материалы