Кража века и «репарационный кредит» как её прикрытие

И без того шатающаяся финансовая стабильность Европы может пойти прахом

В последних числах ноября Бельгия заблокировала т. н. "план спасения Украины" стоимостью 140 млрд евро замороженных российских активов, утверждая, что это может сорвать «потенциальное мирное соглашение о прекращении войны». Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер направил председателю Европейской комиссии (ЕК) Урсуле фон дер Ляйен письмо с изложением своих возражений: «Поспешное продвижение вперед предлагаемой схемы репарационного кредитования приведет к тому, что мы, как ЕС, фактически воспрепятствуем достижению окончательного мирного соглашения».

Поэтому все муссируемые в медиа россказни про то, что, дескать, "Европа не в курсе плана Трампа" – как говорится, в пользу бедных. Бельгия категорически отказалась передавать Киеву замороженные активы России без юридических обязательств со стороны ЕС. Бельгийский премьер-министр выставил жесткие условия для согласия на выдачу Киеву репарационного кредита из замороженных российских валютных резервов. Позиция Бельгии подрывает шансы на согласование условий выдачи кредита к 18 декабря, когда должен пройти саммит лидеров ЕС.

Примечательно, что де Вевер направил Еврокомиссии письмо, выдержанное в подчеркнуто жестком тоне, накануне запланированной публикации ею предложений, учитывающих опасения Бельгии по поводу использования средств. Как пишут эксперты Politico и Financial Times, ознакомившиеся с документом, он назвал предложенную ЕК схему по перечислению Украине 140 млрд евро, хранящихся на счете Банка России в бельгийском депозитарии Euroclear, «фундаментально неправильной». 

Лидеры ЕС уже не первый месяц тайно и явно обсуждают в Брюсселе, как безнаказанно украсть и присвоить деньги Москвы. Движет ими то, что, если режим в Киеве проиграет войну, европейские заинтересанты в славянском кровопролитии потеряют более 300 млрд евро, которые считают своими. Парадокс в том, что лидеры 27 стран ЕС вовсе не стыдятся своего намерения. Более того, сознательное присвоение и использование огромных российских денег, при этом делая вид, что они не используются, – это и есть по сути план Еврокомиссии, прикрываемый словами о том, что из этих денег «страдающая» Украина якобы будет финансироваться без нарушения международного права и прав собственности.

Ключевая цель Брюсселя – предоставить режиму Зеленского кредит в 140 млрд евро, используя в качестве обеспечения замороженные в Западной Европе российские активы. Причем сделать это предполагается так, чтобы Киев обязательно вернул их, заодно наполнив свою казну репарациями, полученными от Москвы.

После начала боевых действий на Украине в феврале 2022 г. Европа заморозила около 300 млрд евро активов Российской Федерации, из которых около 258 млрд евро были оставлены на хранении в бельгийском банке Euroclear. Из них 55 млрд принадлежат Московскому национальному депозитарию, который находится под санкциями с 2022 года, ещё 10 млрд евро – средства российских банков, вкладчики которых не входят в санкционные списки. Наибольшую долю – около 193 млрд евро – составляют заблокированные транзакции Центрального банка России, часть из которых – платежи западным контрагентам, в том числе американским банкам (среди них – депозит в размере 2,25 млрд евро, предназначенный для возврата в американский JPMorgan Chase).

Задача бельгийского Euroclear – защита ценных бумаг своих клиентов и проведение расчётов по их поручениям, осуществляемых на международных фондовых рынках. В данном случае речь идёт, прежде всего, о государственных облигациях, приобретённых Центробанком РФ в десятке валют, многие из которых уже погашаются, т. е. основной долг был выплачен держателю эмитентом, и теперь облигации стали ликвидным депозитом стоимостью более полутораста млрд евро. 

Их может быть и еще больше, поскольку на номинал этих облигаций также начисляются купоны, то есть проценты, в результате чего только за период 2022-2024 гг. по ним были собраны огромные дополнительные средства, которые, по крайней мере до сих пор, оставались неиспользованными в бельгийском банке. По той простой причине, что из-за наложенных санкций Россия не может потратить накопленную крупную сумму денег или перевести её куда-либо, и никто другой, в принципе, не может ею распоряжаться.

Сегодня части заправил ЕС позарез необходимо увеличить свои финансовые вливания в нынешний режим в Киеве, поскольку признаков возможного окончания вооружённого конфликта не наблюдается, и, соответственно, его потребности во всё новых и новых средствах растут в геометрической прогрессии. В то же время цена поддержки режима Зеленского начинает тяготить Европу, особенно учитывая, что президент США Трамп, в отличие от своего предшественника Байдена, раскошеливаться на это уже не склонен. 

Соответственно, в ЕС задумались о предоставлении новых 140 млрд евро, но не из трудноконтролируемых, более скромных по объёму и иссякающих дивидендов и купонов, а под залог огромного российского ликвидного депозита в Euroclear, то есть вознамерились напрямую украсть и использовать деньги Москвы.

Схема проста: бельгийский банк перечисляет российские средства в ЕС без процентов и срока возврата, а тот предоставляет Украине кредит на тех же условиях, принимая российские средства в качестве залога. После окончания конфликта Украина вернет долг Европе, но только после получения... военных репараций от побеждённой России! По мнению финансового аналитика итальянской La Repubblica Вальтера Гальбиати, эта операция является явной аферой, поскольку создает сразу же минимум 5 проблем. 

1. Самая очевидная – план предполагает победу Украины в войне и принуждение России к возмещению ущерба, однако такая возможность, даже по мнению авторитетных и ангажированных западных военных экспертов, в настоящее время представляется «неоправданно оптимистичной». Следовательно, если операция будет проведена, на каком-то этапе ЕС должен будет предоставить гарантию на ту же сумму, которая будет выплачена в качестве компенсации Euroclear, в случае если Россия не получит ни одного евро. А это значит, что при благоприятном для неё исходе войны все европейские налогоплательщики заплатят огромные деньги. 

2. Жульническая схема связана со сроками изъятия российских активов, поскольку кредит в 140 млрд евро должен быть предоставлен без указания срока до уплаты Россией репараций, а теперь он продлевается каждые 6 месяцев. 

3. «Бесконечный срок» должен быть одобрен всеми 27 странами ЕС, это создаёт уже и политическую проблему: далеко не все одобряют это обязательство. Маловероятно, что его одобрят Венгрия, Словакия и теперь уже Чехия, Бельгия также не хочет, чтобы трогали её «российское богатство». В ЕС есть и страны, подобные Италии, которые не хотят нагнетать двустороннюю напряжённость с РФ, особенно после того, как посол России в Риме Алексей Парамонов заявил, что если операцию, запланированную ЕС, удастся-таки провернуть, это станет «ограблением века» при содействии правительства Джорджии Мелони. 

4. Арест активов, находящихся в Европе без прочной правовой базы, может быть негативно воспринят крупными финансовыми игроками, чуткими к регуляторной стабильности рынков, на которых они работают и с которых они бегут, когда те испытывают потрясения.

5. Сам размер кредита. Причина: 140 млрд евро – это большие деньги, но не настолько, чтобы устранить колоссальнейшие проблемы подонков, заправляющих в настоящее время на Украине: в сентябре Киев оценил свои потребности во внешней помощи на 2026 год в 50 млрд евро, в то время как Кильский институт, один из важнейших европейских и мировых аналитических центров, специализирующихся на международной экономике, оценивает эту цифру в минимум 80 млрд евро в год. Это означает, что даже 140 млрд евро (т. е. суммы, близкой к тем 170 млрд евро, которые Европа уже предоставила Украине в виде военной и гуманитарной помощи в надежде на то, что когда-нибудь её вернут), может оказаться недостаточно, если военные действия затянутся.

Нынешний план Еврокомиссии, поддержанный Францией, Германией и рядом других стран, предусматривающий предоставление Киеву 140 миллиардов евро, формально представляют как кредит, обеспеченный стоимостью замороженных средств, хотя он, по сути, является замаскированной формой экспроприации, т.е. кражи.

Несмотря на то что ЕС якобы не оспаривает право собственности России, инвесторы по-прежнему глубоко обеспокоены. Мировые финансовые рынки хотели бы полагаться на предсказуемость и защиту прав собственности – принципы, которые этот план прямо и явно нарушает. 

Европейские эксперты уже вовсю предупреждают, что, если эти активы будут использованы для финансирования Украины, пострадают кредитный рейтинг и репутация всех европейских финансовых институтов. Помимо прочего, это отпугнёт азиатских и ближневосточных инвесторов от размещения средств в Европе, что может ослабить сам евро.

Запад даже во времена холодной войны не обсуждал всерьёз конфискацию советских активов – слишком велик был риск подрыва доверия к системе. Но, похоже, сегодня в Европе пытаясь поставить политическую целесообразность над правовыми принципами, что, в свою очередь, поставит под вопрос будущее вообще всей международной финансовой стабильности.

Уже очевидно, что, в случае реализации плана, системные последствия ждут и саму Европу: сомнения в безопасности инвестиций, отток капитала и ослабление международной роли евро, на долю которого приходится около 20% мировых валютных резервов. Рост политических рисков одновременно снизит привлекательность европейских активов и повысит стоимость заимствований. Это также подорвет успех проекта т. н. Союза рынков капитала, который имеет ключевое значение для будущего ЕС.

Печальные последствия на этом не закончатся: они коснутся и доллара США, поскольку действия Брюсселя усилят тенденцию к дедолларизации. Центральные банки будут стремиться к более нейтральным юрисдикциям, а всё больше компаний будут настаивать на том, чтобы их контракты с американскими партнёрами заключались в других валютах. Это нанесёт ущерб имиджу западных финансовых институтов и ускорит поиск альтернатив вроде золота и региональных валют.

Проблема имеет и юридический аспект. В сентябре 2023 года Суд ЕС постановил, что лица, не входящие в санкционные списки, имеют право на возврат своих активов. Однако Министерство финансов Бельгии отказывается выполнять это решение, ссылаясь на «финансовую безопасность ЕС». Это уже привело к подаче более 200 исков против бельгийского правительства, которые находятся на рассмотрении Государственного совета в Брюсселе. Несмотря на попытки властей замедлить процесс, пострадавшие инвесторы не откажутся от своих законных требований к тем, кто пытается провернуть кражу века, используя как ее прикрытие т. н. репарационный кредит.

Другие материалы