Ближний Восток: «имперский Израиль» без дела не сидит

Тель-Авив пытается диктовать условия всем своим соседям

Сектор Газа напоминает вулкан, который слегка унял свое угрожающее клокотанье. Но едва ли не каждый день он изрыгает облака пламени, и земля дрожит от ракетных и артиллерийских ударов, которыми обмениваются израильтяне и боевики ХАМАС. Таков установленный здесь мир, который не слишком отличается от недавней войны.

Такое положение устраивает Тель-Авив. Многие в мире, в том числе политики, наивно думают, что в многострадальной Газе наступило спокойствие и ослабили внимание к сектору. Прекратились демонстрации в защиту палестинцев, утихли протесты против политики Израиля. Однако каждый день здесь по-прежнему гибнут люди – из-за «тихой войны» между Израилем и боевиками.  

На это и многое другое обратила внимание британская The Guardian: «Опасная иллюзия, что жизнь в Газе возвращается в привычное русло» – так генеральный секретарь международной неправительственной организации Amnesty International Аньес Калламар описала этот период после прекращения огня. По ее словам, израильские власти сократили количество атак и разрешили ввоз некоторой помощи в Газу, но «мир не должен обманываться. Геноцид, совершаемый Израилем, не закончился». 

Издание перечислило ошеломляющие проблемы палестинцев. У людей не хватает продовольствия и воды, поскольку израильские власти часто не пропускают в сектор гуманитарные грузы. А если еда появляется, то ее не на чем разогреть, ибо отсутствует электричество. 

Тысячи людей, среди которых немало женщин, детей и стариков, живут практически под открытым небом. Убежищем для них служат лишь ветхие палатки, осыпаемые холодными струями дождя и продуваемые сильным ветром. У  многих нет постельного белья, одеял, теплых вещей. Поэтому в Газе   распространяются различные болезни. Наступает зима, и никто не знает, кто доживет до весны. Тем же, кто пытается укрыться в разрушенных зданиях, грозит гибель под обломками.

Ни одна больница в Газе не возобновила работу, к тому же многие разрушены, остались без лекарств и медицинской техники и там практически отсутствует персонал. Можно лишь с ужасом догадываться, как палестинцы решают свои естественные проблемы при отсутствии канализации. Даже без заключения специалистов понятно, что над сектором висит постоянная угроза эпидемий. 

…После заключения перемирия в Газе Израиль расположил свои войска на 53% территории анклава. И получил возможность перебросить часть военных в другие горячие точки и решать там свои проблемы, в частности на Западном берегу. 

Здесь значительно участились нападения вооруженных еврейских поселенцев на палестинские деревни. Они поджигают дома, автомобили, избивают хозяев. Конечно, это не хулиганство, а экспансия – стремление заставить палестинцев уйти с этих территорий. И расположиться здесь самим. 

Недавно Израиль в ответ на волну признаний Палестины многими  странами пытался аннексировать часть Западного берега, и кнессет   выпустил постановление в поддержку такого решения. Однако это вызвало всеобщее возмущение. К тому же если бы захват состоялся, он был бы признан незаконным ООН и нарушил бы международное право. 

Тель-Авив сделал вид, что отказался от своих намерений. На самом же деле просто сменил тактику, прибегнув к «ползучей аннексии», распространяя страх на Западном берегу.  

Собирая урожай, палестинские фермеры находятся в постоянном напряжении, то и дело оглядываясь вокруг. В любой момент рядом могут появиться люди, угрожающий вид которых не сулит ничего хорошего. На защиту армии и полиции рассчитывать жителям сел и деревень особо не приходится – они могут появиться уже после того, как израильские поселенцы совершат разбой. 

Власти еврейского государства негласно поощряют «ползучую аннексию», увеличивая количество выданных колонистам разрешений на ношение оружия. Сейчас такое право имеют более 230 тысяч человек из 800 тысяч, живущих на Западном берегу. Фактически образована целая армия, готовая взять на себя «поддержание порядка» в регионе. 

С привычностью наглостью ведет себя Израиль в Сирии. После смены власти в этой стране ЦАХАЛ развернул свои силы под предлогом защиты своих граждан и дружественных общин на Голанских высотах. Был установлен контроль над горным хребтом Хермон, откуда израильские войска обстреливают те районы, где усматривают для себя опасность.

США планировали присоединить Сирию к Авраамовым соглашениям, да и Дамаск был не прочь ликвидировать постоянно пылающий очаг напряженности. Для этого Тель-Авиву необходимо вывести войска с оккупированных территорий. 

Однако Израиль всем своим видом показывает, что не намерен  идти на компромисс. Это продемонстрировал, в частности, беспардонный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в южные районы Арабской Республики, занятые ЦАХАЛ. Причем это произошло всего через несколько дней после того, как президент США Дональд Трамп принял лидера Сирии Ахмеда аш-Шараа и замаячили перспективы смягчения обстановки.

Но это оказалось иллюзией. На днях Израиль подтвердил это, проведя смертоносную операцию на юге Сирии. Это вызвало нервную реакцию хозяина Белого дома. По сообщению газеты The Times of Israel, Трамп не стал ругать своего своенравного союзника, но потребовал, «чтобы Израиль поддерживал прочный и искренний диалог с Сирией и чтобы ничто не мешало этой стране стать процветающим государством». 

Более обстоятельный разговор с Нетаньяху президент США проведет в Вашингтоне, куда он его пригласил. Впрочем, это выглядит как вызов к доске нерадивого ученика строгим учителем.

Израилю не дает покоя и Ливан, где набирает силу потрёпанная в боях с ЦАХАЛ «Хезболла». Удары наносятся по ее позициям, но военные сводки постоянно приносят сведения об убитых и раненых среди мирного населения. 

Непокорную шиитскую группировку пытается разоружить ливанская армия, но наталкивается на сопротивление. Лидеры «Хезболлы» аргументируют свои действия… заботой о Ливане. Они утверждают, что без них юг страны будет уязвим, поскольку государственные структуры не способны защитить его от действий Израиля.

Но дело, конечно, не в этом, а в том, что безоружная «Хезболла» потеряет влияние в Ливане и окажется ненужной Ирану, который ее финансирует. Но об этом Израиль может лишь мечтать. 

Ситуация в Ливане очень похожа на положение в Газе, где ХАМАС ищет все способы, чтобы сохранить свое лицо. И в данном случае главным аргументом остаются вооруженные силы радикалов. 

Что же касается ливанского руководства, то оно судорожно пытается выйти из положения. Премьер-министр Наваф Салам заявил, что его страна готова к сотрудничеству с Израилем и будет обращаться за помощью к США в продвижении переговоров.

Но как их вести, если и в этом случае Тель-Авив не выражает готовности к компромиссам и не собирается освобождать несколько холмов вдоль южной границы Ливана. По словам Салама, они не имеют стратегической ценности и служат «инструментом для давления на ливанцев». Впрочем, Израиль настаивает на обратном. Отсюда ЦАХАЛ следит за передвижениями боевиков «Хезболлы». 

Как пишет The New York Times в статье «Имперский Израиль на новом Ближнем Востоке», «ситуация в Ливане – убедительный пример того, как изменился Ближний Восток, где влияние Израиля практически повсеместно». Однако это разрушающе действует на этот и без того тревожный регион. 

Фото france24

Другие материалы