США – Венесуэла: пока ягуар спит…

Трамп рискует угодить в страшное южноамериканское болото

Дональд Трамп сорвал с себя тогу миротворца, и весь мир увидел, что под ней военный мундир. Он обещает послать на Венесуэлу тучу ракет и эскадрильи самолетов, сжечь плантации наркотиков, расправиться с ее непокорным президентом. Однако Трамп не торопится действовать, понимая, что рискует угодить в страшное южноамериканское болото, выбраться из трясины которого будет нелегко. Но не подает вида, что опасается – зловеще хмурится и расточает новые угрозы. На сей раз – в адрес соседней с Венесуэлой Колумбии.

Выступая перед журналистами, президент США обрушил на это государство возмущенную тираду: «Я слышал, что Колумбия производит кокаин. У них есть заводы по производству кокаина, понятно? А потом они продают его нам. Любой, кто этим занимается и продает его в нашей стране, станет целью для атаки».

Свой спич Трамп заключил грубой угрозой: «Мы уничтожим этих сукиных детей

С чего он взъелся на Колумбию? Да, эта страна – крупнейший производитель наркотиков в Латинской Америке. Но Трампа тревожит не это. Его вывел из себя президент Густаво Петро, который ведет себя подчеркнуто независимо. Он отказался принимать американские самолеты с депортированными из США мигрантами, призывал американских солдат не подчиняться приказам Трампа, осуждал его за поддержку действий Израиля в секторе Газа. 

Но это не весь «криминал» Петро. Он присоединялся к протесту в защиту Палестины в Нью-Йорке и осуждал авиаудары по судам, предположительно перевозившим наркотики, которые закончились жертвами. И главное – выражал возмущение давлением США на Венесуэлу, понимая, что следующей целью Вашингтона может стать Колумбия. 

Трамп копил злость на Петро уже давно, сейчас же буквально рассвирепел. Обозвал «наркобароном», «бандитом», аннулировал его визу на въезд в США и вообще пообещал «навести порядок» в Колумбии.

Однако тот не испугался. Петро – бывалый бунтарь. В молодости он  увлекался идеями Маркса и Ленина, партизанил в составе «М-19» – одной из самых известных левых повстанческих группировок страны. Из неё была образована коалиция «Исторический пакт для Колумбии». Петро стал ее лидером, а затем – президентом. Возраст не остудил его пылкий нрав – он, как прежде, клеймит империализм и олигархию.

Петро посоветовал Трампу «не будить ягуара» – этот зверь почитаем в Южной Америке и служит ее символом. Но суть была в намеке – эта злая кошка не простит обиды. И добавил: «Угрожать нашему суверенитету – значит, объявлять войну. Однако не стоит разрушать двухвековые дипломатические отношения».

Кроме того, Петро пригласил Трампа в Колумбию, чтобы тот убедился, как его правительство борется с лабораториями по производству наркотиков. 

Уместно напомнить, что в течение многих лет Колумбия была верным союзником США. Но когда в Белый дом пришел Трамп, все изменилось. Он обвинил эту страну в том, что она заполонила Соединенные Штаты наркотиками и наводнила нелегальными эмигрантами. И ввел против Колумбии жесткие экономические санкции.

В общем, Трамп и Петро излили накопившуюся неприязнь друг к другу. Однако вряд ли конфликт пойдет дальше слов, хотя президент США декларировал удары по любым странам, производящим наркотики. Он понимает, что разрушить эту дьявольскую корпорацию, приносящую несметную прибыль, ему вряд ли под силу. 

Недовольство Трампа кроется в другом – в поведении Колумбии, которая после долгих лет рабской покорности «отбилась от рук». Ее лидер позволяет себе быть независимым, делает заявления, приводящие Вашингтон в бешенство. Из Петро вполне может вырасти «новый Уго Чавес». 

Можно вспомнить, что и лидеры Венесуэлы когда-то льстиво заглядывали в рот Америке. Только когда к власти пришел мятежный Чавес, все изменилось. Он послал Америку ко всем чертям, сблизился с Кубой, наладил отношения с Китаем, Россией, Ираном.

Ситуация осталась прежней и после смерти Чавеса – Николас Мадуро продолжил курс своего предшественника. Американцы давно хотят с ним покончить, но сейчас, похоже, они обезумели от ярости. Что же до декларируемой ими цели – разрушения наркотического гнезда – это лишь причина для свержения неугодного лидера. И не слишком убедительная.

Трамп и сам «признался» в своем лукавстве, неожиданно освободив на днях бывшего президента Гондураса Хуана Эрнандеса. Он был приговорен к 45 годам лишения свободы за создание «кокаиновой супермагистрали» в США и отбывал срок в американской тюрьме. 

«Помилование Трампа озадачило многих наблюдателей, – пишет британская The Guardian, – которые задались вопросом, почему президент США использовал свою антинаркотическую кампанию для оправдания свержения венесуэльского диктатора Николаса Мадуро и одновременно освободил человека, осужденного за подобные преступления».

Однако загадки тут нет. Вердикт Трампа оказался частью его борьбы с наследием своего предшественника Джо Байдена, который, по мнению нынешнего хозяина Белого дома, занимался «ужасной охотой на ведьм». Свое решение он сопроводил довольно невразумительной фразой: «Если в вашей стране есть наркоторговцы, а вы – президент, это не значит, что вы посадите президента в тюрьму на 45 лет».

Ещё один странный поступок Трампа – телефонный звонок Мадуро, о котором первой сообщила газета The New York Times. При этом, по словам изумленного венесуэльского лидера, его собеседник не высказывал никаких признаков агрессии. Более того, был настроен миролюбиво и выразил готовность к диалогу. 

Сам же президент США иначе интерпретировал результаты беседы, сказав, что она прошла «ни хорошо, ни плохо». А Miami Herald, ссылаясь на свои источники, сообщила, что в разговоре Трамп потребовал от Мадуро покинуть Венесуэлу с семьей и своими сторонниками. После этого телефонный тет-а-тет зашел в тупик. Через несколько дней Госдепартамент США признал Cartel de los Soles – «Картель Солнц», который якобы возглавляет Мадуро, террористической организацией. 

Впрочем, какой была беседа двух президентов и была ли она вообще, неважно. Главное, что политика США в отношении Венесуэлы не изменилась. Трамп колеблется: начинать ли военную операцию против этой страны или искать другие пути давления. Но теперь уже не только на Каракас, но и на Боготу.

Ведь, если США ударят по Венесуэле, ее может поддержать Колумбия. Петро же говорил, что «это один народ, один флаг, одна история. И любая военная операция без одобрения со стороны братских стран будет агрессией против Латинской Америки и Карибского бассейна». 

Тем самым он дал понять, что в войну, если она разразится, могут быть втянуты и другие государства региона. Что на это ответит Трамп?