3 декабря Совет и парламент Европейского союза «достигли предварительного соглашения по регламенту для прекращения импорта российского природного газа», включающему поэтапный запрет на импорт как сжиженного природного газа, так и трубопроводного газа из России. Предполагается, что полный запрет на импорт СПГ вступит с конца 2026 года, а запрет на импорт трубопроводного газа из РФ – с осени 2027 года.
Между тем, согласно подсчётам РИА «Новости» на основе данных Евростата, доля России в общем объёме газового импорта ЕС достигает 17,4% – около 14,99 млрд евро за последние 12 месяцев при совокупном импорте в 85,97 млрд евро. В структуре закупок почти половину суммы (6,76 млрд евро) составил трубопроводный газ, остальные 8,24 млрд евро – поставки сжиженного газа. Как мы писали ранее, ключевыми потребителями СПГ остаются Франция (3,57 млрд евро), Бельгия (1,67 млрд) и Испания (1,65 млрд.), в то время как трубопроводный газ идёт в основном в Венгрию (2,89 млрд), Грецию (1,53 млрд) и Словакию (943,3 млн евро).
Отказ от российского газа, составляющего шестую часть всего европейского импорта, может создать серьёзные проблемы для энергетической безопасности ЕС. Несмотря на рост с начала осени закупок американского СПГ, на который тратятся непропорционально большие средства, к концу ноября он составил не более 60% от совокупных закупок Европой СПГ и трубопроводного газа из России. Основной поставщик СПГ в Европу из РФ «Ямал СПГ» – один из наиболее конкурентоспособных в мире, отказ Европы от покупки газа с этого терминала приведёт к переориентации газового экспорта на альтернативные рынки.

«Сначала нашим рынкам надо определиться, чем они нас будут замещать. Импорт СПГ растет каждый год, и, например, Европа теперь потребляет весь СПГ, который только можно. По данным европейской статистики, "Ямал СПГ" поставлял 17-18% продукции в Европу, что заместить в Европе физически крайне сложно», – отметил в ходе недавнего инвестфорума «Россия зовёт» начальник управления по связям с инвесторами НОВАТЭК Александр Назаров. При этом появляется все больше потребителей на СПГ-карте мира – «например, Египет, где растет экономика, а в собственной газодобыче имеются проблемы». С учетом упомянутых факторов «мы наряду с Катаром являемся одним из самых низкозатратных производителей СПГ в мире. При любом сценарии развития мирового рынка наш продукт будет конкурентоспособен на любом рынке». В отличие от России, «ни один производитель СПГ за океаном «не является вертикально-интегрированным. И весь этот газ они покупают на спотовом рынке на Henry Hub, сейчас это 4 долл. за Mbtu (британская условная тепловая единица. – Прим. ред.). по добыче. Для сравнения: себестоимость добычи газа у нас – это только 0,07 долл. за Mbtu, что и есть наше основное конкурентное преимущество, сказывающееся на ценах в нашу пользу». Немаловажно и то, что в основном СПГ-заводы США расположены на южном побережье Луизианы, «где достаточно жарко и влажно почти весь год (побережье Мексиканского залива. – Прим. ред.) и в этом сравнении арктические СПГ-заводы с терминалами имеют больше надежности и эффективности по сжижению».
В конце октября с. г. Евросоюз в рамках 19-го пакета санкций против России уже анонсировал отказ от покупки российского СПГ. Первый этап эмбарго вступит в силу с 25 апреля 2026 года и коснётся только части контрактов; полный запрет на российский СПГ, как отмечалось выше, запланирован с 1 января 2027 года. В ответ на это глава французской TotalEnergies Патрик Пуяннэ заявил, что пока не может оценить влияние санкций, «поскольку нужно прояснить и имеющиеся непонятные моменты, некоторые внешние аспекты», имея в виду прежде всего лишь теоретическую замещаемость российского СПГ на территории Европейского союза. TotalEnergies остаётся 20-процентным акционером «Ямал СПГ» и покупателем СПГ с этого проекта.
В 2024 году "Ямал СПГ" (помимо НОВАТЭК, его акционерами являются китайская CNPC с 20 % и Фонд Шелкового пути КНР с 9,9 %) добыл рекордные 32,8 млрд кубометров сырья на примыкающем Южно-Тамбейском месторождении, являющемся ресурсной базой для завода «Ямал СПГ», производящего примерно 20 млн тонн СПГ в год.
В то же время, как отмечает Reuters (23 ноября с. г.), чтобы США закрепили за собой роль ведущего мирового СПГ-поставщика, им «придётся резко наращивать экспорт и за пределы Европы – на те рынки, где уже прочно обосновались Катар, Австралия, Малайзия, Бруней и Россия. Эта конкурентная борьба неизбежна и станет серьезной проверкой для американских амбиций, так как она неизбежно приведет к росту транспортных издержек и снижению прибыли в борьбе за контракты». Сдаётся, конкурентная борьба на азиатских рынках в условиях отказа администрации Трампа от глобального доминирования отнюдь не станет лёгкой прогулкой: ОАЭ и Катар будут наращивать экспорт СПГ, в том числе развивая мощности государственной энергетической компании Катара QatarEnergy в США. По словам министра энергетики, генерального директора государственной энергетической компании QatarEnergy Саада аль-Кааби, Катар производит около 400 миллионов метрических тонн СПГ: «К 2035 году потребуется от 600 до 700 миллионов тонн, то есть потребуется дополнительно от 200 до 300 миллионов тонн СПГ, в основном для удовлетворения спроса в Азии, но также и в других регионах мира. Есть ещё кое-что, на что мы никогда не рассчитывали ни в 2017 году, ни даже несколько лет назад, – это искусственный интеллект». Мировой спрос на СПГ растёт, поскольку развивающиеся страны потребляют больше энергии в условиях индустриализации и урбанизации, а также по мере энергетического перехода. В опубликованном в ноябре «Перспективах развития мировой энергетики» МЭА говорится, что мировой спрос на СПГ вырастет примерно с 560 миллиардов кубометров в 2024 году до 880 миллиардов кубометров к 2035 году, то есть примерно на 55–60 % за этот период.

По данным Росстата, производство СПГ в 2024 г. составило 34,7 млн т, что на 5,4% больше, чем за 2023 г. За 1-е полугодие 2025 г. производство СПГ составило 16,5 млн т. Согласно профильным экспертным оценкам, в 2026 г. фактический экспорт СПГ из России может вырасти на 13% и достичь 52 млрд куб. м (37,7 млн т); в 2027 г. – ещё на 11,5%, до 58 млрд куб. м (42,05 млн т). Список покупателей СПГ из России с 2026-27 гг. пополнят некоторые страны Африки, Южной, Юго-Восточной Азии, Восточного Средиземноморья.
Тем временем «Газпром» отправил партию сжиженного природного газа (СПГ) в Китай со своего завода «Портовая СПГ» на Балтике впервые после введения американских санкций против проекта, что стало очередным свидетельством расширения энергетического сотрудничества между Пекином и Москвой. Изначально поставки из «Портовой» (заработавший в сентябре 2022 г. завод с производственной мощностью около 1,5 млн тонн в год) шли в основном в Турцию и Грецию, но с тех пор Россия расширила список экспортных направлений завода, включив в него Китай, Италию и некоторые другие страны. Ещё один российский завод, подпавший под санкции, «Арктик СПГ 2», начал поставки топлива в Бэйхай на юге Китая в конце августа. Согласно мониторинговым данным, с сентября по ноябрь общий объём поставок российского СПГ в Китай возрос примерно на 14 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, в 2027 году в Челябинской области планируется построить первый в России совместный российско-иранский СПГ-завод, сообщил вице-президент, исполнительный директор Российского газового общества Николай Исаков журналистам в кулуарах II Астраханского международного форума "МТК Север – Юг Новые горизонты", добавив: «Это не первый проект завода, который строится в России. Это первый совместный с Ираном проект, который предусматривает производство малотоннажного СПГ, мощностью примерно 5 тонн в час». Инвестором выступает иранская сторона. По предварительным данным, объем инвестиций составит примерно 1,2 млрд рублей. В настоящее время завершается исполнение технических условий по подключению будущего завода к магистральному газопроводу в Челябинской области. В дальнейшем в Иране и России будут построены не менее пяти (в целом) аналогичных СП, и обе стороны проработают варианты совместного входа на мировой рынок сжиженного природного газа.