Конфликт между Литвой и Белоруссией, который последние пять лет воспринимался частью общеевропейской политики в отношении официального Минска, в нынешнем году вышел за рамки не только дипломатии и политических заявлений, но и санкционного противостояния. При этом в худшем положении оказался Вильнюс, который стал заложником своих провокационных действий. Конфронтационная политика литовских властей не смогла нанести существенного урона Белоруссии, но подставила под удар как внутреннее благополучие своей страны, так и её международный статус.
Напряжённость в отношениях между Минском и Вильнюсом начала нарастать после 2020 года, когда Литва открыто поддержала белорусскую оппозицию и фактически сделала ставку на смену власти в Белоруссии. Такая позиция полностью вписывалась в общую политику Евросоюза, однако именно литовские власти оказались одними из наиболее последовательных сторонников жёсткого давления на соседнюю республику. При этом Минск на протяжении длительного времени вёл себя крайне сдержанно, ограничиваясь дипломатическими заявлениями и попытками усадить Вильнюс за стол переговоров. В литовской столице в конечном счёте восприняли такое поведение Белоруссии как слабость и посчитали себя вправе пойти на откровенный шантаж белорусской стороны, как это ранее делала Польша.
В конце октября Вильнюс объявил о закрытии двух оставшихся пунктов пропуска на границе с Белоруссией, сославшись на инциденты с метеозондами с контрабандой, якобы запускаемыми с белорусской территории. При этом правоохранительные органы Литвы на низовом уровне не могли подтвердить причастность к происходящему белорусских властей, а контрабандные сигареты изымались в стране и ранее, причём на направлениях, никак не связанных с Белоруссией. Однако в этот раз в Вильнюсе решили использовать данный вопрос для очередных обвинений Минска в «гибридных угрозах» и продемонстрировать соседям свою «сильную позицию», как в сентябре это сделала Варшава, закрыв границу на две недели. Последствия такого шага показали, что сегодня у власти в Литве находятся политики, которые абсолютно не умеют просчитывать свои шаги и действуют импульсивно, без учёта национальных интересов.
В результате закрытия границы на территории Белоруссии оказались заблокированы несколько тысяч литовских фур и прицепов. При этом, понимая, что транспортный коллапс может перекинуться на оставшиеся два перехода на латвийском и польском направлениях, белорусские власти запретили перемещение этих транспортных средств по территории страны и направили их на охраняемые стоянки до урегулирования конфликта. На них они находятся до сих пор, несмотря на то что Литва под давлением местных транспортных компаний и оппозиции открыла границу ещё 20 ноября. Ключевым условием возвращения фур Минск назвал обсуждение ситуации на уровне внешнеполитических ведомств, но Вильнюс категорически отказался от такого формата, заявив, что любые переговоры на уровне МИД могут «создать иллюзию легитимизации белорусского руководства». Причём такая позиция литовских властей выглядит довольно странно на фоне того, что на международной арене сотрудничество с Белоруссией никогда не прерывалось, а в последние месяцы США окончательно признали Александра Лукашенко законно избранным главой государства. В Минске неоднократно указывали на двойственные стандарты Литвы, подчёркивая, что вопрос «легитимности» используется Вильнюсом как элемент внутриполитической повестки. В результате жертвами такой политики литовских властей стала вся транспортная отрасль страны, а не «режим Лукашенко».
Последствия бездумной политики Вильнюса для многих литовских перевозчиков оказались катастрофическими. По данным Ассоциации литовских перевозчиков Linava, простой одной фуры обходится владельцу примерно 250 евро в день, а потери отдельных компаний уже исчисляются сотнями тысяч. Совокупный ущерб отрасли к середине декабря уже превысил 100 млн евро. Для литовского транспортного сектора, который формирует около 7 % ВВП страны, это стало серьёзным ударом, оправиться от которого он сможет нескоро. Ситуация ухудшается тем, что Литва в сложившейся ситуации значительно ухудшила свой статус как транзитной страны, а в последние недели стали звучать заявления о возможном переносе местного бизнеса в другие государства. Однако вместо попытки снизить напряжённость через переговоры литовские власти сделали ставку на дальнейшую эскалацию, предложив компенсировать убытки за счёт белорусских активов, находящихся на территории Литвы.
В Вильнюсе вспомнили о санатории «Беларусь» в Друскининкае, который уже не первый год используется литовскими властями в качестве предмета для шантажа официального Минска. Поскольку ранее данный объект находился под управлением Администрации президента Белоруссии, его счета были заморожены ещё в 2020–2021 годах. Затем последовали ограничения на распоряжение имуществом, перевод в подчинение другой структуре и расширение давления на его руководство. В итоге в 2024 году совокупная выручка санатория составила всего лишь около 10 млн евро, хотя в Минске оценивают общий объём своих инвестиций в него в 35-40 млн евро.
9 декабря стало известно, что Государственный совет по обороне Литвы, обсуждая меры по борьбе с «угрозами» со стороны воздушных шаров из Белоруссии, намерен рассмотреть вопрос о заморозке или конфискации белорусского имущества. Через два дня главный советник литовского президента Дейвидас Матулёнис заявил, что Вильнюс изучит объёмы и стоимость собственности Белоруссии в стране, а затем решит, «потребуются какие-либо решения или нет». При этом Литва продолжает направлять Минску протесты и требовать «освободить» фуры, но по-прежнему отказывается от переговоров на уровне МИД, предлагая лишь формат специального посланника с ограниченными полномочиями. Как заявил в середине декабря глава литовского МИД Кястутис Будрис, «для решения проблем с пограничным урегулированием мы предлагаем диалог на уровне посла Литвы по особым поручениям».
Вместе с тем нынешние «уступки» литовской стороны пока не нашли понимания со стороны Минска, где продолжают сохранять крайне жёсткую позицию в отношении Вильнюса. Причем сегодня стало очевидно, что Вильнюс полностью просчитался в отношении действий Белоруссии, ориентируясь на опыт последних лет, когда изъятие российских и белорусских активов на Западе и на Украине происходило без серьёзных последствий. Минск не только отказался принимать подобный шантаж, но и выдвинул встречные требования, которые шокировали литовскую сторону. 9 декабря на заседании Совета безопасности Александр Лукашенко заявил, что Литва должна вернуть Белоруссии всё, что было изъято, и лишь после этого можно будет обсуждать возвращение фур.
Сегодня речь идёт не только о санатории «Беларусь». Белорусская сторона напомнила Вильнюсу и о других эпизодах, которые рассматривает как прямое присвоение имущества. В частности, речь идет об инвестициях в инфраструктуру порта Клайпеды. С 2013 года «Беларуськалию» здесь принадлежит 30 % терминала насыпных грузов Birių krovinių terminalas, приобретённых за 30 млн евро. Белоруссия фактически лишилась своего актива после того, как в декабре 2021 года Литва запретила перевалку белорусских удобрений и расторгла контракт на их перевозку по железной дороге 1 февраля 2022 года. Окончательно работа терминала была парализована с введением ЕС в июне того же года нового пакета санкций.
Кроме того, Лукашенко напомнил и о задержании в 2023 году в Клайпеде 17 белорусских пожарных машин для Зимбабве, которые позднее были проданы на аукционе под предлогом помощи Украине. Ущерб в этом случае оценивается в 10–12 млн евро. Эти действия вызвали негативную реакцию даже на международном уровне, а в Зимбабве заявили об отсутствии правовых оснований для ареста техники. В начале 2024 года Литву посетила генеральный прокурор этой африканской страны Вирджиния Мабхиза, однако получила отказ в возврате машин. Поэтому в октябре 2025 года власти Зимбабве заявили о намерении судиться с Литвой и требовать компенсации. Сегодня Минск требует от Вильнюса либо вернуть эти машины, либо выплатить их стоимость. В ином случае Литва может потерять не только свои фуры, но и лишиться иных активов, находящихся в Белоруссии.
Сегодня аналитики оценивают общую стоимость застрявших в Белоруссии фур с прицепами в сумму примерно 150 млн евро без учета грузов, которые могут добавить к ней еще несколько десятков миллионов евро. При этом Минск располагает и другими потенциальными рычагами давления на Вильнюс. В стране продолжают работать организации с литовским капиталом, имеется недвижимость, оборудование и банковские счета. Несмотря на попытки сократить присутствие в 2022-2025 годах, бизнесмены из Литвы полностью уйти из Белоруссии не смогли, и их компании до сих пор составляет около 15 % из 1,8 тыс. предприятий, включённых в перечень запрещённых к продаже в республике. Стоимость даже отдельных таких активов во много раз превышает цену белорусской собственности в Литве, а объём накопленных в республике литовских инвестиций экономисты оценивают как минимум в 150 млн. долл.
Минск пока избегает прямых заявлений о намерении изымать литовские активы, подчёркивая, что конфискация фур не является самоцелью, но может быть осуществлена, если дипломатические каналы будут и дальше блокироваться Вильнюсом. Таким образом, Белоруссия не только подаёт сигналы литовским властям о необходимости переговоров, но и переносит на них всю ответственность за дальнейшее развитие ситуации. Причём для Минска нынешняя ситуация практически не несёт рисков: основные потери уже понесены, а санкции и решения ЕС закрепили их юридически. Более того, у белорусских властей появились инструменты, позволяющие нанести литовской экономике ощутимый ущерб. Поэтому впервые за долгие годы Белоруссия оказалась в положении, когда её возможности не слабее, чем у соседа.
Положение Литвы выглядит гораздо сложнее. Кризис в транспортной отрасли отражается на всей экономике страны, а репутационные риски постепенно усиливаются. При этом попытка прямой конфискации белорусского имущества может быть воспринята инвесторами как сигнал небезопасности, что способно ускорить вывод капитала.
Дополнительным уязвимым моментом для Литвы стала противоречивость её позиции по переговорам. Отказываясь от диалога с Минском под предлогом недопустимости «легитимизации режима Лукашенко», Вильнюс одновременно рассчитывает на поддержку США, которые ведут с белорусскими властями прямые политические контакты. Особенно показательно это выглядит на фоне визита в Минск 12–13 декабря делегации во главе со специальным представителем Дональда Трампа Джоном Коулом. В ходе переговоров обсуждались вопросы внутренней и международной повестки, а также нормализация отношений. Итогом стало освобождение 123 заключённых, включая известных оппозиционеров, и снятие США санкций с белорусских калийных удобрений. Причём если ранее освобождённых вывозили именно в Литву, то теперь практически все они оказались на Украине, что также стало определённым показателем нынешнего отношения Минска к Вильнюсу. В этих условиях Литва оказалась в позиции, когда не понимает, как реагировать на происходящее и каких шагов ожидать от Вашингтона, а значит, и как строить свою дальнейшую политику в отношении соседней республики.
В итоге сегодня стало очевидно, что выбранная Вильнюсом линия конфронтации и отказа от переговоров привела к ситуации, при которой экономические потери Литвы могут превысить любую политическую выгоду. Под угрозой оказались логистика, международная репутация, собственные активы и жизнеспособность целых отраслей. При этом нанести Белоруссии серьёзный ущерб Литва уже не в состоянии, а значит, инструменты давления у Вильнюса на Минск фактически исчерпаны. Единственным рациональным выходом остаётся диалог, который Белоруссия предлагала неоднократно. Однако пока литовские политики демонстрируют нежелание менять курс и ради собственных амбиций готовы ввергнуть страну в глубокий кризис, грозящий похоронить их самих.