Провокация «Национального объединения»: кто «разбирает» рельсы из России в Латвию

Провокация «Национального объединения»: кто «разбирает» рельсы из России в Латвию

В Риге думают, как укреплять границу с Россией

Скандально известный депутат Сейма Латвии от «Национального объединения», пользуясь доставшимся ему небольшим административным ресурсом, устроил перформанс. Являясь председателем подкомитета по внутренней безопасности комиссии сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, он вызвал на заседание этой подкомиссии представителей Минобороны, Национальных вооружённых сил, Министерства иностранных дел, Службы государственной безопасности, Пограничной службы, предприятия Latvijas Dzelzceļš («Латвийская железная дорога») и Лудзенской муниципальной думы. С тем, чтобы обсудить инициативу «Национального объединения» по демонтажу ведущих из России в Латвию железнодорожных путей, которую ещё на прошлой неделе провалил сейм. Причём отметим, что парламент Латвии «прокатил» идею вчистую, даже не направив на рассмотрение в комиссию, как обычно делается с провальными проектами. 

Прибывшие на заседание подкомитета чиновники, представители муниципалитетов и Latvijas Dzelzceļš откровенно нецензурно ругались в кулуарах, отметил в разговоре со мной депутат сейма. 

«Если мы смотрим на инфраструктуру, что у нас есть и каков потенциал… Этот потенциал, безусловно, чрезвычайно велик. Например, в воскресенье мы слышали новости о событиях в Беларуси – об обмене политзаключённых. Мы также слышим в новостях о снятии санкций США с транзита калийных удобрений. Очевидно, что этим грузам нужно будет куда-то направляться. И я бы не хотел оказаться в ситуации, когда нас снова будут упрекать: «А где была Латвия?», а весь калий уйдёт в Клайпеду или куда-то ещё. Конечно, здесь есть очень сложные стратегические вопросы, связанные с государственной безопасностью. Это абсолютный приоритет и крайне важный аспект. Поэтому мы и вынуждены сопоставлять их с экономическими вопросами», – заявил на заседании подкомитета директор департамента железной дороги минсообщения Патрик Маркевичс.

«Очевидно, что сотрудничество в сфере логистики и транспорта с Центральной Азией, с этим регионом, является одним из наших приоритетов, и мы заинтересованы в привлечении потенциальных грузов в Латвию и латвийские порты. Это фактор, который, безусловно, также присутствует в повестке других стран Балтии – Литвы и Эстонии. Думаю, этот аспект также следует учитывать», – высказался примерно в том же ключе директор первого департамента двусторонних отношений МИД Латвии Улдис Микутс.

Не особо готовы были поддержать идею разобрать рельсы и представители Минобороны Латвии. 

«В рамках плана по противодействию мобильности при конкретной угрозе мы готовы действовать и выступаем за то, чтобы существовали отдельные участки путей, которые можно деактивировать. Существует несколько сценариев того, как это может быть реализовано. На данный момент ситуация такова, что прямой угрозы, при которой можно было бы сказать: «Сейчас обязательно нужно демонтировать эти объекты», не существует. Мы об этом говорили публично, и это не секретная информация – в настоящий момент таких угроз нет», – заявила парламентский секретарь минобороны Лиене Гатере. 

Хотя представители минобороны всё-таки решили уж совсем не отвергать идею разборки железнодорожных путей. 

«Мы, вооружённые силы, рассматриваем как в качестве мобильных коридоров прежде всего автомобильные дороги. В повестке дня также стоял вопрос железной дороги. На данный момент мы подготовили планы действий на случай, если что-то произойдёт немедленно. Самый худший сценарий – это тот, о котором говорил командующий нашими вооружёнными силами – фактор внезапности. Оценивая все возможные меры, которые можно предпринять в отношении железной дороги, с военной точки зрения наибольшее количество времени мы выигрываем тогда, когда этой железной дороги нет», – заявил на заседании подкомитета ответственный за мероприятия по мобильности полковник Национальных вооруженных сил Андрис Риекстc.

Представитель муниципалитета Лудзенского края напомнил собравшимся, что железная дорога в Латгалии – это основа жизни. Практически в каждой семье есть кто-то, кто работал, работает и чья семья живёт за счёт железной дороги и напрямую от неё зависит.

После столь разгромного заседания Шноре в интервью СМИ пытался делать намеки на что-то, что обсуждалось на закрытой части.

«Даже не вдаваясь в детали закрытой части, в публичной части прозвучало: коммуникация была не слишком хороша, не согласована. С одной стороны, мы слышали, что и президент, и НВС подняли этот вопрос, и на этом фоне, разумеется, среагировал и сейм, который на прошлой неделе, как вы знаете, рассматривал этот вопрос. Это нормально, так как вопрос был в публичной повестке. С другой стороны, слышно, что не следует об этом говорить, чтобы не тревожить общество, сообщения в каком-то смысле противоречивы. Но в то же время нужно понимать, что общество ждёт ясного ответа, так как этот вопрос затрагивает довольно большую часть населения, особенно в Латгалии. Эту ясность мы пытались получить на заседании комиссии», – невнятно заявил по итогам заседания подкомитета Шноре. 

Напомним, что дискуссия о необходимости разобрать железнодорожные пути началась с интервью американского аналитика агентству LETA. 

Для укрепления военной безопасности Латвии следует демонтировать как минимум неиспользуемые железнодорожные пути с российской шириной к востоку от Даугавпилса, заявил в интервью агентству LETA исследователь международных отношений и обороны Колин Смит. Американец сообщил, что он периодически спрашивает латвийских чиновников, почему Латвия не снесла старую железную дорогу вдоль границы. 

«Там 40 километров рельсов российской ширины. Если вы ими не пользуетесь, если вы не поставляете товары в Россию, а вы этого не делаете, и если вы не покупаете товары в России, а вы этого не делаете, то зачем вам вообще нужна эта железная дорога? Просто избавьтесь от неё!» – заявил Смит агентству LETA.

В этой связи отметим, что латвийский экспорт в Россию колеблется на уровне 900 миллионов – миллиард евро в год, о чём американец, видимо, не знает. 

Колина Смита поддержал старающийся постоянно напоминать СМИ о себе бывший министр обороны Латвии «ястреб» Артис Пабрикс. Он сообщил СМИ, что в недрах латвийских госучреждений и силовых структур зреет заключение о возможных последствиях демонтажа Латвией железнодорожных путей на российской границе. В Национальных вооруженных силах считают, что такое соединение с железными дорогами потенциального противника – прямая угроза безопасности, заявил Пабрикс. 

Рельсы нужно было сносить еще до того, как на это указали в НВС, сказал в передаче Латвийского радио 4 Пабрикс. «Я согласен с этим и не думаю, что нам следовало ждать до момента, когда Национальные вооруженные силы это скажут. Потому что, по-моему, это совершенно логично, что такие рельсы сносятся. Почему? Есть военный аспект: ведь совершенно ясно, что эти вещи могут быть использованы в военных целях в случае потенциального вторжения», – подчеркнул бывший министр обороны. 

Одновременно находящаяся под влиянием американцев передача Nekā personīga на телеканале TV3 сообщила, что нескольким министерствам и спецслужбам поручено до конца года подготовить заключение о том, какое влияние на Латвию оказал бы демонтаж железнодорожных путей в приграничье с Россией. Программе стало известно, что в Латвии на закрытых заседаниях обсуждалась возможность перерезать железнодорожные пути, ведущие в сторону России.

После начала этой дискуссии министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что НВС всё контролирует. И никакие поезда в Латвию не прорвутся. 

Спрудс напомнил, что укрепление границы включает в себя различные мероприятия и действия, начиная с установки препятствий, приобретения мин и артиллерийских систем, а также подготовки инфраструктуры. Соответствующей оценке подвергаются не только железные дороги, но и сухопутные пути. В сотрудничестве с Государственной пограничной охраной реализуются мероприятия плана контрмобильности и Балтийской оборонительной линии.

«Что касается путей, то, прежде всего, я могу с полной уверенностью сказать, что ни один военный вражеский поезд не пройдет по территории Латвии», – заявил Спрудс.

Высказался по злободневной теме и президент Латвии Эдгар Ринкевич. На пресс-конференции Эдгар Ринкевич заявил, что надо всё обсудить и скоординировать с Эстонией и Литвой. «Нужно учитывать, что ситуация на Восточной границе сложная и такой останется надолго. Да, вопрос о железной дороге – часть возможных решений, но для принятия решения он должен быть проанализирован и четко разъяснен», – уклончиво отметил глава государства.

«Пока американские аналитики, Пабрикс и «Национальное объединение» пиарятся на теме демонтажа железнодорожных путей, все остальные тихо крутят пальцем у виска», – отметил в разговоре со мной депутат сейма.

Но в Латвии де-факто уже идёт предвыборная кампания в сейм. Так что мы увидим ещё много громких инициатив. 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы