Американское нападение на Венесуэлу 3 января и захват президента Мадуро с последующим его вывозом в США для суда оказался концептуально важным не только для двусторонних отношений этих стран, но и для позиции Запада по украинскому конфликту.
Ведь Вашингтон, по определению Трампа, проводит «чрезвычайную военную операцию» (ЧВО) по свержению антиамериканского «режима Мадуро» на венесуэльскую оппозицию, которая бы более лояльно относилась к своему северному соседу. США используют при этом привычные методы подготовки прозападной оппозиции в других странах, которая в нужный момент придет на смену непокорному руководству этой страны.
Кстати, примерно так же Запад взрастил украинскую оппозицию, которая путем государственного переворота захватила власть в Киеве в феврале 2014 года, когда Янукович был вынужден бежать с Украины. Разве что его устранение от власти осуществлялось силами проплаченных и вооруженных американским посольством боевиков.
Сейчас же подход Вашингтона к руководству Венесуэлы стал в чем-то даже более жестким, чем отношение Москвы к киевской власти в 2022 году. Ведь тогда Президент РФ Владимир Путин мог отдать приказ на захват Зеленского и его вывоз в Москву для предания суду за преступления, совершенные против жителей Донбасса, которых ВСУ при Зеленском убивали не менее жестоко, чем это делалось при Порошенко. Да и Верховную раду вполне можно было подорвать для вразумления украинских депутатов.
Интересно, что эту логику в первую очередь осознали сами западные идеологи. Бывший глава Мюнхенской конференции (в 2008-2022 годах) Вольфганг Ишингер сразу же задался вопросом: «Если США вмешиваются в дела Венесуэлы сейчас – без мандата ООН, – то аргумент о том, что России никоим образом не было позволено вмешиваться в дела Украины без обращения в Совбез ООН, потеряет свою политическую и международно-правовую ценность – или нет?» Уж кому этого не понимать, как не Ишингеру, бывшему в 2014 году посредником от ОБСЕ на переговорах киевского режима с непокорным Донбассом.
А ведь в отличие от Москвы, которая всегда требовала лишь учета ее стратегических интересов Киевом, Трамп 3 января прямо заявил, что США будут решать «политическое будущее Венесуэлы» и «не позволят кому-то без их согласия занять пост президента» этой страны. Приятным бонусом к этому, конечно же, идет контроль над запасами нефти, из-за которых все и закрутилось.
В порыве хвастовства от удавшегося захвата четы Мадуро американский президент не преминул сравнить действия США с ситуацией вокруг украинского кризиса: «Мы не могли упустить шанс сделать эту невероятную вещь. Мы должны сделать это опять, мы можем это сделать снова. Никто не может нас остановить. Нет никого, кто обладал бы такими возможностями, как у нас. Когда я наблюдаю за этой войной в России, которая продолжается и продолжается, и все умирают, это примитивно».
Из всего этого напрашивается два вывода: первый – Вашингтон может попытаться сделать это опять практически в любой стране (особенно в Латинской Америке); второй – Трамп признал, что боевые действия на левом берегу Днепра являются «войной в России» (забыл добавить гражданской), а не украинско-российским конфликтом.
Генеральный секретарь ООН Гутерриш заявил, что «глубоко встревожен» захватом Мадуро и что этим США создают «опасный прецедент». Логика в этом есть самая прямая. Ведь по примеру Вашингтона любое сильное государство может открыто напасть на столицу другой страны и выкрасть ее президента, а затем посадить на это место подконтрольную марионетку. И если ранее такие перевороты совершались Западом под прикрытием действий местной оппозиции, то сейчас речь идет о насильственной смене власти полностью в открытую. Без всяких фиговых листиков «демократических требований народа».
И тут вспоминается не только украинский конфликт, но и проблема китайского Тайваня, противостояние между Северной и Южной Кореей и так далее. Ведь Пекин вполне может провести такую же спецоперацию в Тайбэе, а Пхеньян в Сеуле. Целиком следуя примеру «самого демократичного» государства и «лидера западного мира». А сам Вашингтон легко может попытаться решить для себя вопрос принадлежности Гренландии путем проведения очередной ЧВО, что подтвердил глава Пентагона Хегсет: «Америка может применить свою волю везде и в любое время».
О нарушениях международного права заявили не только Россия и Китай, но и европейские страны, которые осознали всю опасность такого подхода для украинского вопроса. МИД Франции заявил, что военная операция США в Венесуэле «противоречит международному праву». А глава дипломатии ЕС Кая Каллас попыталась усидеть сразу на двух стульях: с одной стороны, она указала на нелегитимность Мадуро, а с другой – на необходимость «соблюдать принципы международного права и Устава ООН».
В этой связи словацкий премьер Фицо также вспомнил об украинском кризисе: «Мне очень интересно, как на нападение на Венесуэлу, которое заслуживает осуждения, отреагирует ЕС. Либо использование американской военной силы будет осуждено и ЕС проявит хоть какую-то последовательность в отношении Украины, либо, как обычно, останется лицемерным».
В Киеве постарались удержаться от прямой поддержки позиции Трампа, но использовали американские нарративы про непризнание легитимности «режима Мадуро», который нарушает «право народов на свободную жизнь без диктатуры, унижения и нарушений прав человека».
А вот в Москве посоветовали Вашингтону применить свой подход именно к хунте Зеленского. Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «Трампу следовало бы проявить такую активность, как с Венесуэлой, совсем в другом месте. Дрессированные украинские животные, торчащие на коксе в Киеве, совсем отбились от рук. И перестали слушать хозяина Шапито. Вряд ли пример с Венесуэлой их отрезвит. Хотя было бы неплохо, чтобы США атаковали военные базы Бандеростана, а американский спецназ захватил шайку наркоманов на Банковой».
Часть российских политологов вообще встретила события в Каракасе вопросами: «А почему мы так не можем?» или «Чего мы так долго возимся?» Тем более что недавно Москва пообещала ответный удар за атаку беспилотников на государственную резиденцию в Новгородской области и за сожжение десятков гражданских в Херсонской области в новогоднюю ночь.
Так что американское ЧВО загнало очередной гвоздь в крышку гроба международного права. Как в рамках ООН, так и в рамках любых других организаций. США подтвердили, что самым эффективным оказывается право силы, а не сила права.