Позиция НАТО по вопросу ударов по гражданской инфраструктуре, или «Это другое»

Запад открыл ящик Пандоры и не сможет его закрыть на своих условиях

Видя блэкаут в Киеве, жители которого уже который день сидят без света и воды из-за ударов ВС РФ, хочется напомнить опубликованную официальную позицию по вопросу ударов по объектам энергетической инфраструктуры. 

Для начала процитирую ее с двумя купюрами: «Электричество приводит в действие системы командования и контроля. Если президент ХХХ действительно хочет, чтобы у его населения были вода и электричество, все, что ему нужно сделать, это принять ХХХ, и мы остановим эту кампанию. Но до тех пор, пока он этого не сделает, мы будет продолжать атаковать те цели, которые обеспечивают электроэнергией его вооруженные силы. Если это имеет гражданские последствия, то пусть он разбирается с этим сам». 

Некоторые могут подумать, что это позиция Москвы, которая требует от Зеленского принять российские условия мирное соглашения, но нет. На самом деле, это официальная позиция НАТО по отношению к Сербии, принуждающая президента Милошевича принять «пять условий НАТО». Она была опубликована на сайте Альянса четверть века назад – в мае 1999 года – и находилась там в архивных публикациях вплоть до 6 декабря 2025 года, когда ее тихонько удалили.

Почему 6 декабря? В этот день ВС РФ нанесли массированный удар, в том числе ракетами «Кинжал», по предприятиям украинского ВПК и объектам энергетики, обеспечивающим их работу. В результате на сайте НАТО внезапно исчезла официальная позиция Альянса о нанесении ударов по объектам энергетики страны, которая отказывается принимать предложенные ей мирные условия.

Неожиданно, правда? Чем-то напоминает ситуацию с независимостью Косово, которой Запад открыл ящик Пандоры для перекраивания границ в Европе. Москва предупреждала страны НАТО о том, что в соответствии с резолюцией Совбеза ООН отделение Косово от Сербии должно быть согласованным, а односторонние шаги – запрещены. Однако западные страны во время разбирательства в Международном суде ООН высказали абсолютно противоположные тезисы.

США и Франция заявили, что международное право не запрещает отделение Косово, а Великобритания подчеркнула, что в международном праве нет запрета права народов на самоопределение и отделение после внутренних конфликтов. Германия отметила, что одностороннее провозглашение независимости не находится в противоречии с нормами международного права, а также не нарушает принципа территориальной целостности. Нидерланды посчитали, что народы имеют право на самоопределение в качестве «последнего средства», если они лишены этого права в данном государстве и все другие возможности исчерпаны в ходе политического процесса и переговоров.

Самое интересное, что все эти страны, таким образом, полностью поддержали отделение Крыма и Донбасса от Украины, тем более что получение ими независимости было организовано путем проведения референдумов, а не простым решением парламента, как это произошло в Косово. Да и наличие «внутренних конфликтов» в стране из-за постоянного игнорирования прав русских, а также государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года прямо указали на право русских с украинскими паспортами на отделение от такой Украины.

Но вернемся к блэкауту в Киеве, который был полностью заслужен хунтой Зеленского после ударов ВСУ по Белгородской области, где света и тепла лишились около 560 тыс. россиян.  Международный комитет Красного Креста неожиданно указал на то, что от ударов страдают гражданские обеих стран: «Вследствие недавних ударов по критической инфраструктуре России и Украины миллионы людей в Киеве, Днепре, Донецке, Белгороде и других районах частично или полностью утратили доступ к свету, воде и теплу в условиях минусовых температур».

Появление такой, на удивление объективной, позиции вызвало крайнее негодование главы украинского МИД Сибиги: «Это заявление – позорно. Неприемлема ложная моральная эквивалентность между агрессором и страной, которая защищается. В отличие от России, Украина действует в рамках международного гуманитарного права и нашего неотъемлемого права на самооборону».

Очень напоминает все утверждения Запада из серии «Вы не понимаете. Это другое!» Лучше бы вспомнил об энергетической блокаде, которую устроили украинские националисты Крыму после присоединения того к России или об отключении киевской властью отвода воды Донбассу, жители которого уже долгое время вынуждены обходится без нормального централизованного водоснабжения.

Однако киевский режим не хочет об этом говорить, а акцентирует внимание СМИ на тяжелой ситуации в Киеве. В сотнях жилых домов уже не первый день отсутствует свет, а во всех остальных шести тысячах он подается лишь на три часа в день. В Харькове также находятся без света и тепла порядка 400 тысяч жителей, а во многих домах Одессы нет света уже несколько недель. Учебные заведения страны переведены на дистанционную работу или закрыты до 1 февраля, потому что только половина из них обеспечена генераторами и автономными котельными. Остальные стоят в частных домах и виллах власть имущих.

В этих условиях киевский режим требует от бизнеса выключить гирлянды и уличные вывески, а также резко ограничить использование электричества. Премьер Свириденко обязала все областные администрации сократить потребление электроэнергии включая «внешнее освещение домов и территорий», которое будет выключено или включаться частично. Другими словами, улицы и дороги на Украине в ночное время будут погружены во тьму.

Гендиректор электрокомпании Yasno Коваленко подчеркнул: «Я не знаю, возможно ли какое-нибудь быстрое улучшение. Если говорим о неделях – я не уверен, что можно ожидать каких-либо существенных улучшений. Надо продержаться недели, пока погода немного улучшится. Я бы не использовал в ближайшие недели слово “улучшение”».

Депутат Киевсовета Марина Порошенко (жена бывшего президента) заявила, что из домов, которые находятся в критическом состоянии и где сложно возобновить электро- и теплоснабжение, придется переселять жителей. Вот только забыла уточнить куда, потому что такого количества свободного жилья в Киеве просто нет.       

Ситуация как-то держится на грани коллапса за счет газа, который люди используют для отопления квартир и домов, хоть это и достаточно дорого. Запасы газа на середину января (7 млрд кубов) даже выше, чем они были ровно год назад (5,3 млрд. кубов). Большей частью это объясняется выходом из строя средствами ВС РФ украинских ТЭЦ, которые используют газ для своей работы.

Очень живописно описала сложившуюся в Киеве ситуацию газета The New York Times: «Свет в городе погас. Киев превратился в ледяное царство: деревья покрылись инеем, а сугробы блестели на зимнем солнце. Во вторник город, который обычно потребляет около 2000 мегаватт электроэнергии, выживал менее чем на десятой части этого объёма… Большинство жилых домов было обесточено. По мере падения температуры многие жители остались и без отопления».

Теперь перед западными странами стоит дилемма: либо продолжать рассказывать про «замерзающих в своих домах украинцев», либо признать, что Запад, преследуя свои интересы, действовал гораздо худшими методами, ничуть не церемонясь с интересами гражданского населения в Сербии и в других странах. Хотя найдутся и те, кто упрямо продолжат твердить – «Это другое».