Невольно вспоминается, что в июне прошлого года переговоры между двумя странами были прерваны после нападения Израиля на Иран. Тогда Тегеран твердо стоял на своем. Свою позицию руководители Исламской Республики не намерены менять и сейчас. Они словно забыли, что всего несколько недель назад режим сотрясался под напором манифестантов и улицы городов пылали – в прямом и переносном смысле.
Американским дипломатам не стоит ждать, что посланцы Тегерана дадут слабину. «Иранские дипломаты обладают огромным опытом и никогда не проявляют слабости, – пишет The Guardian. – Они готовы обсуждать все, что можно обсудить. По словам Венди Шерман, главного переговорщика по ядерной сделке с США в 2013–2015 годах, их любимая фраза – «еще кое-что». По воспоминаниям Шерман, иранская переговорная группа была юридически подкованной, выносливой, хорошо подготовленной и жесткой».
Уместно вспомнить и слова Дональда Трампа, написанные в Twitter во время очередного обострения отношений между Ираном и США в июле 2019 года: «Просто помните: иранцы никогда не выигрывали войны, но никогда не проигрывали в переговорах!»
Тем не менее Трамп к ним вернулся. Правда, на фоне мощной военной эскалации…
Все ждали удара США по Ирану несколько недель назад, во время массовых выступлений против правящей власти. Похоже, что президент Трамп уже был готов наказать Иран за жестокое подавление протестов и восстановление ядерной программы, однако нашел доводы, чтобы сдержать пыл военных. Однако это не значит, что он полностью отказался от своего замысла.
Много ли шансов на то, что переговоры окажутся успешными?
Не очень – слишком много камней преткновения, разгребать которые их обе стороны как-то не настроены и просто соблюдают дипломатические формальности. Но и не факт, что США в случае провала переговоров обязательно обрушатся на Иран.
Недавно государственный секретарь Марко Рубио признался, что у Соединенных Штатов нет четкого плана действий в отношении Ирана. С военными понятно – они свое дело сделают. Да так, что все вздрогнут от ужаса.
Но что будет дальше? Вариантов много, и все удручающие. Иран грозит ударить в ответ баллистическими ракетами по Израилю и американским базам в регионе. Почти не сомнений, что Тегеран так и поступит в случае американского воздушного вторжения. Сил у него предостаточно – пожалуй, больше, чем во время прошлогодней 12-дневной войны с Израилем. Да и о новой стратегии иранские генералы точно позаботились.
Но кое-что им можно вытащить из старых запасов. Например, перекрытие с помощью мин, катеров и дронов Ормузского пролива, по которому ежедневно проходит 20 миллионов баррелей сырой нефти, конденсата и продуктов нефтепереработки. Это будет трагедия для сотен бизнесменов из разных стран.
Попытка США, даже беспрецедентно мощная, подавить режим в Тегеране и подорвать военный потенциал Корпуса стражей исламской революции потребует огромных усилий. Однако не исключено, что власть в Тегеране устоит. Но если она рухнет, страна ввергнется в пучину, и в бушующем огне может оказаться весь Ближний Восток.
Не стоит сбрасывать со счетов и «ось сопротивления» «Хезболлу», ХАМАС, йеменских хуситов. Они хоть и сильно потрепаны после израильских ударов и смены власти в Сирии, но вряд ли будут сидеть сложа руки. Да и другие исламские группировки могут воспрянуть.
Так что же делать Трампу? Отступать? Или все-таки наступать?
Издание Middle East Eye задает два очень серьезных вопроса: «Неужели кто-то думает, что Исламская революция, пережившая восемь лет войны, в том числе газовые атаки со стороны Саддама Хусейна, выдержавшая санкции и покушения, рассыплется, как карточный домик, перед лицом Трампа?
Кто-нибудь всерьёз думает, что Иран последует примеру Ирака? С 22 мая 2003 года – даты подписания указа президента Джорджа Буша-младшего – все доходы от продажи иракской нефти поступали напрямую на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка».
…Решения Трампа с напряженным вниманием ждут в Израиле. В военных кругах страны считают, что Исламская Республика модернизировала свою программу создания баллистических ракет. Как сообщает The Jerusalem Post, начальник штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Эяль Зами предупредил, что Иран может увеличить производство баллистических ракет до 300 в месяц и в течение нескольких лет превысить прежние объемы производства.
Израильские аналитики опасаются, что в последующие годы, когда на вооружении Ирана будет 6000, 8000 и 10 000 ракет, даже многоуровневая система обороны Израиля не сможет справиться с таким потоком.
Израильские военные обращают внимание и на другие опасные факторы. Еще в июне прошлого года Иран начал запускать ракеты на территорию Израиля из тех частей страны, до которых израильским самолетам было сложнее добраться. Кроме того, Исламская Республика стала использовать тактику более быстрого запуска баллистических ракет, в том числе из-под земли и использовать кассетные боеприпасы для нанесения максимального ущерба.
Газета напоминает, что в июне 2025 года всего 36 иранских ракет прорвали оборону Армии обороны Израиля и принесли большие разрушения. И задает шокирующий вопрос: «Представьте, что случилось, если их было бы не 36, а 360?!»
Есть еще один важный вопрос, который мучает руководителей еврейского государства. Придется ли им вступать в конфликт, если он разразится? Впрочем, ответ на этот вопрос появится сразу после того, как в Израиле завоют сирены воздушной тревоги, возвещая о приближении иранских ракет.
Надо ли говорить, что Тель-Авив крайне заинтересован в том, чтобы Соединенные Штаты атаковали Исламскую Республику для максимального ослабления ее военного потенциала. Это одна из главных задач Израиля. Наиглавнейшая же состоит в уничтожении правящего режима. Поэтому Израиль со тревогой и надеждой следит за развитием ситуации.