Седьмая с момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом в прошлом году встреча лидеров двух стран прошла в Вашингтоне за закрытыми дверями и длилась три часа. Судя по лаконичному комментарию, в котором говорилось, что Трамп и Биньямин Нетаньяху не достигли никаких договоренностей, общение было достаточно сложным. И – разочаровывающим для гостя.
Переговоры прошли в более сдержанной обстановке, чем предыдущие визиты. Собеседники были озабочены, редко зажигали улыбки, что могло свидетельствовать о накопленных разногласиях. Нетаньяху воспользовался запасным входом в Белый дом, чтобы избежать журналистов, сама пресса на встречу не допускалась.
Лаконичная фраза Трампа, выведенная им в соцсети TruthSocial, что «я настоял на продолжении переговоров с Ираном, чтобы выяснить, возможно ли заключение сделки», косвенно свидетельствовала о том, что его собеседник настаивал на ином решении проблемы.
Уместно вспомнить, что на днях газета The Jerusalem Post, сообщила, что Израиль готов действовать по собственному усмотрению, поскольку программа разработки баллистических ракет в Иране представляет для еврейского государства не меньшую угрозу, чем его ядерная программа. «Мы сообщили американцам, что нанесем удар в одиночку, если Иран пересечёт красную линию, которую мы установили для баллистических ракет», – поведал неназванный собеседник издания.
Если это правда, то Тель-Авив надеется повторить удачный для себя дебют 12-дневной войны прошлого года, когда самолёты со звездой Давида произвели результативные атаки на военные объекты Исламской Республики.
Однако в последующие дни Израиль перенёс болезненные и разрушительные ответные удары по своей территории. Но самое неприятное состояло в том, что иранскими ракетами была прорвана широко разрекламированная система ПВО «Железный купол».
Если Израиль намерен прибегнуть к самостоятельным действиям, это может означать, что он увеличил свои атакующие возможности и нарастил защитные. В декабре прошлого года The Jerusalem Post писала о «революционной» высокоэнергетической лазерной системе противовоздушной обороны Iron Beam – «Железный луч», развернутой Израилем: «Вместо того чтобы полагаться только на ракеты-перехватчики, каждая из которых стоит десятки тысяч долларов, новая система выпускает сфокусированный луч энергии, который может уничтожать ракеты, минометы и беспилотники примерно за ту же цену, что и потребляемая им электроэнергия».
Однако неизвестно, как новая система проявит себя против массированных ударов иранских баллистических ракет, производство которых в последнее время многократно возросло. Именно этим сейчас серьёзно обеспокоены израильские военные. И если ситуация будет складываться неблагополучно, Тель-Авиву без помощи Вашингтона не обойтись.
Выходит, самостоятельность Израиля – отчасти блеф. Отсюда – угроза втянуть США в военные действия против Ирана. Об этом Трамп и Нетаньяху наверняка говорили, возможно, на повышенных тонах. По всему видно, что занятому по горло своими и чужими проблемами Трампу чертовски не хочется лезть в эту полную опасностей авантюру.
Тем временем Израиль подбросил ему новую проблему. Речь – о решении властей еврейского государства изменить правила регистрации земли и приобретения собственности на Западном берегу реки Иордан, что можно расценивать как фактическую аннексию этой территории.
Однако за день до встречи с Нетаньяху Трамп в интервью новостному сайту Axios отверг эти притязания. «Сейчас у нас и без того много забот, – сказал он. – Нам не нужно заниматься Западным берегом».
Озабоченность президента США понятна: решение правительства Нетаньяху девальвирует его усилия по установлению мира в регионе, ибо грозит новым обострением ситуации. Масла в огонь подлил ХАМАС, призвавший палестинцев к вооружённому сопротивлению израильтянам.
Трамп сообщил, что обсудил с Нетаньяху положение в секторе Газе и назвал его «огромным прогрессом». «На Ближнем Востоке действительно царит мир», – констатировал он.
Но это, мягко говоря, не соответствует действительности. По данным американской организации ACLED, занимающейся мониторингом вооружённых конфликтов, Израиль совершил в январе самое большое число атак на сектор Газа с момента вступления в силу соглашения о прекращении огня в октябре 2025 года. Это выразилось в более 370 авиаударах, артиллерийских обстрелах и перестрелках, в результате которых погибло более 600 человек.
Тель-Авив оправдывает свои действия провокациями ХАМАС, который все настойчивее отвергает призывы разоружиться. К тому же, по сообщениям израильских властей, более половины подземных тоннелей в секторе Газа, где боевики хранили оружие, остались нетронутыми. Как стало известно The Times of Israel, Армия обороны Израиля уже разрабатывает планы нового наступления на ХАМАС.
Это сильно замедляет, если не угрожает и вовсе разрушить выполнение второго этапа перемирия в Газе. «По словам Ширы Эфрон, заведующей кафедрой израильской политики в исследовательском институте RAND Corporation в США, демилитаризация – основополагающий фактор, – пишет The New York Times. – Если этого не произойдет, мы можем получить два сектора Газа: один под контролем Израиля, другой – под контролем ХАМАС, или вернуться к полномасштабной войне».
Недавно один из лидеров ХАМАС Халед Машаль заявил, что его организация хочет сохранить своё оружие, но не планирует использовать в ближайшем будущем. Но эти слова вызывают лишь усмешку – что же тогда боевики собираются с ним делать?
…Находясь в Вашингтоне, Нетаньяху официально присоединился к «Совету мира». Но вряд ли это вызвало у него прилив радости. Ведь ему придётся контактировать с представителями стран, враждебных Израилю. Речь идет о Турции и Катаре. Трудно предположить, что они найдут общий язык.
За свои действия Нетаньяху уже подвергся резкой критике на родине. Бывший заместитель главы Совета национальной безопасности Израиля Эран Этцион назвал премьер-министра «диктатором» за то, что он подписал документ об участии Израиля в «Совете мира» «без какого-либо одобрения со стороны демократических институтов. Как будто в Израиле нет ни правительства, ни кнессета, ни закона, ни демократии».
Однако отказать Трампу, который создал «Совет мира» и всячески его лелеет, Нетаньяху просто не мог. У них и без того хватает серьёзных разногласий.