Министр энергетики России Сергей Цивилёв провёл содержательные переговоры в Иране

Угрозам Запада Россия противопоставляет сотрудничество с Ираном по широкому кругу вопросов

У «ворот» Персидского залива стартовали учения флотов России, Ирана и Китая

18 февраля министр энергетики России Сергей Цивилёв заявил, что на данном этапе Москва изготавливает оборудование для новых энергоблоков на иранской АЭС в Бушере, заверив Тегеран в безусловной поддержке Москвы в части расширения ядерных энергетических мощностей Ирана. Он также подчеркнул важность политической поддержки, оказываемой российской стороной в ходе непростых переговоров Тегерана с Вашингтоном по его ядерной программе.

В частности, Цивилёв уточнил представителям прессы в Тегеране, что Россия «активно сотрудничает» с иранским правительством по строительству второго и третьего энергоблоков на АЭС в Бушере. Он добавил, что оборудование для этих объектов заказано и в настоящее время производится в России, сообщило госинформагентство ТАСС.

«В настоящее время мы также работаем с совместной рабочей группой по строительству дополнительных энергоблоков высокой и низкой мощности в Иране», – пояснил министр, не раскрыв общественности, где будут расположены остальные энергоблоки.

Цивилёв находился в Тегеране с официальным визитом для участия в заседании Постоянной ирано-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству вместе с министром нефти Ирана Мохсеном Пакнеджадом. В ходе очередного, 19-го заседания комиссии был подписан документ о сотрудничестве и четыре меморандума о взаимопонимании, в том числе один о сотрудничестве в области энергетики и нефтехимии. В настоящее время российские компании разрабатывают семь нефтяных месторождений в Иране. Наконец, начиная с 1 апреля Россия и Иран приступят к реализации проекта железнодорожного участка между Рештом и Астарой, так как удалось урегулировать сдерживавшие запуск проекта спорные вопросы.

Накануне Цивилёв встретился с секретарём Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани для обсуждения двусторонних отношений. Ранее, 30 января, этого известного иранского политика принимал в Москве Владимир Путин, что также в полной мере свидетельствует об интенсивности и высоком уровне двусторонних контактов.

В ноябре 2025 г. иранские, российские и китайские официальные лица встречались в Вене с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси по иранской ядерной проблеме, представив «общие позиции» по этому вопросу. Двумя днями ранее Гросси обменивался мнениями с министром иностранных дел Ирана Аббасом Арагчи перед американо-иранскими переговорами в Женеве, которые, как показывают некоторые события и заявления последних дней, не привели к прорыву.

Известно, что в последние месяцы Москва активизировала сотрудничество с Тегераном в ядерной сфере. Неслучайно в октябре 2024 года высокопоставленная делегация государственной корпорации «Росатом» посетила Иран для переговоров с представителями Организации по атомной энергии Ирана о строительстве в республике новых реакторов. Месяцем ранее две страны подписали соглашение на сумму 25 миллиардов долларов о строительстве четырёх станций в Иране, включая 4 энергоблока АЭС «Хормоз» в южной провинции Хормозган.

Ранее «Росатом» помог достроить брошенную ранее немцами АЭС в Бушере, на которой сейчас успешно функционирует один реактор. Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами заявил в феврале, что строительство второго и третьего реакторов завершено на 18%.

Этот визит стал первым визитом высокопоставленной российской делегации по энергетике с тех пор, как Иран возобновил переговоры с США по своей ядерной программе в начале этого месяца. Министр иностранных Ирана Аббас Арагчи заявил на этой неделе, что в ходе переговоров в Женеве стороны согласовали «основные принципы», хотя сделка остается недостижимой и США сохраняют значительные военные активы в регионе в рамках подготовки к потенциальным действиям.

Эти события развиваются параллельно с попытками США обвинить Иран в стремлении к обладанию ядерным оружием и очевидными приготовлениями американской и израильской армий к удару, свидетельств которым в последнее время всё больше. Со своей стороны с полным на то основанием Тегеран продолжает настаивать на сугубо мирном характере национальной ядерной программы.

Россия была участницей первоначального ядерного соглашения в 2015 году, выброшенного три года спустя в мусорную корзину 45-м президентом США Дональдом Трампом. РФ готова принять обогащенный уран из Ирана, в случае если он достигнет такой договорённости в переговорах с США, заявил 19 февраля генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, добавив, что возглавляемая им структура следит за событиями в Иране и готова к любому их развитию. Ранее некоторые иранские официальные лица публично отвергали это предложение, хотя The Wall Street Journal сообщила на днях, что Тегеран в ходе переговоров в Омане дал понять, что он открыт для отправки обогащенного урана за границу, возможно, в Россию.

В 2025 году МАГАТЭ обвиняло Иран в увеличении запасов обогащенного урана до 60%, что является небольшим техническим шагом от 90%, необходимых для создания оружейного материала.

Тем временем стало известно о планах России принять участие в совместных военно-морских учениях с Ираном и Китаем в акватории Оманского залива и северной части Индийского океана. Манёвры пройдут в стратегически важном районе, соединяющем Персидский залив с ключевыми мировыми торговыми маршрутами, отражая углубление военного взаимодействия двух государств на фоне усиливающейся геополитической конкуренции.

Среди официально заявленных целей учений следует выделить укрепление координации и совместного планирования морских операций, обеспечение безопасности судоходства и защиты торговых путей, противодействие пиратству и морскому терроризму, повышение совместимости флотов в условиях потенциальных угроз.

Продолжительность активной фазы и точный состав задействованных сил не раскрываются, однако, по аналогии с предыдущими тренировками, речь может идти о нескольких днях с участием боевых кораблей и морской авиации.

Учения проводятся вскоре после маневров, организованных Корпусом стражей исламской революции (КСИР) в районе Ормузского пролива, значение которого для стабильности глобального экспорта нефти сложно переоценить.

Широко известно, что с 2019 года Иран и Россия традиционно совместно с Китаем проводят серию военно-морских учений «Пояс морской безопасности». В нынешнее непростое время дополнительным фактором, обостряющим напряженность, остается присутствие в регионе сил ВМС США в виде, вероятно, трёх авиационных ударных групп. Прибытие АУГ «Джеральда Форда» на восток Средиземного моря (из Карибского моря, где она содействовала венесуэльской операции Белого дома) ожидается к концу февраля, так что развития событий следует ожидать уже совсем скоро.

Ранее секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявлял, что подобные учения направлены на защиту торговых коммуникаций и формирование более многополярного баланса сил в мировом океане. Ряд западных медиа, включая The Times of Israel и The National, рассматривают учения как демонстрацию вызова американскому присутствию и потенциальный фактор давления на глобальные энергетические рынки.

Нынешние совместные маневры выходят за рамки обычной боевой подготовки, отражая постепенное формирование альтернативных военно-политических связей вне западных альянсов, стремление Тегерана усилить переговорные позиции и линию Москвы на многополярный мир и диверсификацию международных партнёрств. В любом случае, усиление российско-иранского военного взаимодействия может изменить баланс сил на Ближнем Востоке.