О новой стратегии США в отношении Белоруссии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Весна 2013 года ознаменовалась поиском новой стратегии США на белорусском направлении.

Белоруссия регулярно сталкивается с попытками вмешательства Запада в её внутренние дела. В марте 2012 года Минск демонстративно покинули послы всех стран Евросоюза. Формальным поводом стали обвинение дипломатических миссий Польши и Германии в весьма специфических связях с белорусской оппозицией и приведение в исполнение смертного приговора террористам, осуществившим взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года, когда погибли 15 человек. Впрочем, Евросоюз явно переоценил эффект от своего демарша. А.Лукашенко публично выразился в том смысле, что Белоруссия ничего в своих подходах менять не станет и если послы хотят вернуться, то пусть возвращаются, а нет – пусть сидят дома. В западных столицах по этому поводу некоторое время пребывали в растерянности, а затем страны ЕС тихо, без шума вернули своих послов в Минск.

Неэффективным оказался и навязанный Белоруссии диалог в рамках программы «Восточное партнёрство». Попытки Брюсселя подкрепить «движение к демократии» в Белоруссии обещаниями призрачной финансовой помощи или подписанием эфемерных деклараций о сотрудничестве на манер ассоциации ЕС с Украиной в Минске интереса не вызвали.

Полностью неэффективной оказалась и политика санкций ЕС в отношении Белоруссии. Имея общую границу с Россией, а также будучи связанной с различными странами Евросоюза торговлей на миллиарды долларов (прежде всего с соседями – Литвой, Латвией, Польшей), Белоруссия практически не пострадала от санкций.

Не оправдались и давние надежды Запада дестабилизировать ситуацию в Белоруссии изнутри при помощи сети оппозиционных структур. Оппозиция, несмотря на значительное количество сторонников вхождения Белоруссии в ЕС, расколота и в основном сосредоточена на освоении поступающих из-за рубежа средств.

Когда стало окончательно ясно, что ни путём дипломатического давления, ни путём попыток спровоцировать волнения в Белоруссии смены режима не добиться, появились признаки того, что Запад нащупал новую стратегию в отношении Белоруссии и лично А.Г.Лукашенко. Основной упор стал делаться на тех трещинах, которые имеются в отношениях РФ и Белоруссии, а также слабостях Союзного государства России и Белоруссии.

Немалый интерес представляет в этом плане визит в Минск в январе 2013 года президента Джеймстаунского фонда Глена Говарда и аналитика того же фонда Влада Сокора. Вот уже три месяца белорусские СМИ – и оппозиционные, и правительственные - не перестают наперебой комментировать итоги встречи Г.Говарда и В.Сокора с А.Г.Лукашенко…

Джеймстаунский фонд был создан в США при поддержке ЦРУ в 1984 году. Его главной задачей является изучение ситуации и подготовка аналитических материалов о положении дел в государствах, которые в наибольшей степени интересуют США. В состав руководства Джеймстаунского фонда входят бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси и Збигнев Бжезинский.

В 80-90-е годы Джеймстаунский фонд активно занимался Восточной Европой и СССР, а после распада Советского Союза сосредоточился на положении дел в России. Повышенный интерес аналитики фонда проявляют к Северному Кавказу, а после избрания В.В.Путина на второй президентский срок – и к состоянию российской оппозиции в целом.

Чем же в связи с этим интересен десант Джеймстаунского фонда в Белоруссию?

Темы, затронутые на встрече представителей фонда с белорусским президентом, стали достоянием общественности благодаря интервью, данному В.Сокором сотруднику Немецкого фонда Маршалла Павлу Демешу.

Прежде всего, обращает на себя внимание появление совершенно иной тональности в оценках американских экспертов. Прекращение контактов с Белоруссией и лично с А.Г.Лукашенко, по их мнению, является ошибкой. Да, с демократией в Белоруссии большие проблемы, однако эту демократию, по их мнению, так быстро здесь не построить, надо продвигаться постепенно. Поспешное насаждение американских и европейских ценностей может дать отрицательный результат. Конечно же, Америке следует и дальше поддерживать процессы демократизации и либерализации в белорусском обществе, но в оценке нынешнего положения в Белоруссии на первый план следует выдвинуть принципиальную задачу сохранения белорусского суверенитета и недопущения дальнейшего сближения Белоруссии с Россией.

И опорой в борьбе с этой «угрозой» (углублением российско-белорусской интеграции) Джеймстаунский фонд предлагает сделать не только оппозицию. Послушаем господина В.Сокора: «Более чем за 20 лет независимости в Белоруссии возник настоящий политический и административный класс руководителей, от которого сильно зависит, чтобы страна оставалась суверенной». Вот на этот «класс руководителей» и следует опираться, чтобы внешняя политика Белоруссии стала «более сбалансированной и многовекторной».

На первом плане появляется задача поиска обходных путей воздействия на президента Белоруссии Александра Лукашенко, отказ от прямого давления на него. Выдвигается лозунг «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет». На вооружение взят тезис о том, что А.Г.Лукашенко является единственным гарантом сохранения Белоруссии, её защиты от «поглощения со стороны России». Представители Джеймстаунского фонда подчёркивают, что независимость Белоруссии - это «огромнейший исторический успех, который нам нужно сохранить и поддержать». В.Сокор говорит: «В ситуации, когда пытаются ограничить или подорвать суверенитет Белоруссии, нам нужно поддержать нынешнее руководство этой страны, это значит – и Президента Лукашенко, если он будет сопротивляться поглощению своей страны (Россией. – А.П.)».

В январской встрече с руководителем белорусского государства принимали также участие два других американских специалиста по Восточной и Центральной Европе - Януш Бугайский и Григорий Иоффе.

В.Сокор, Я.Бугайский и Г.Иоффе, эмигрировав в своё время в США из Белоруссии и Польши, обладают тесными связями с той частью белорусской правящей элиты, в которой преобладают сторонники «многовекторности» внешней политики. Например, долгое время представлявший Белоруссию в качества посла в Польше П.Латушко, впоследствии работавший министром культуры Белоруссии, а ныне являющийся послом в Париже, известен тем, что осуществил немало проектов, нацеленных на обособление и отдаление Белоруссии от России. Давним сторонником «многовекторности» белорусской внешней политики считается и бывший глава Президентской администрации, а ныне министр иностранных дел Белоруссии В.Макей.

В рядах оппозиции, конечно, возмутилась тем, что не они, а Лукашенко был назван главным защитником Белоруссии от «российской угрозы». Прозвучали призывы не менять «идеалы свободы и демократии» ради «меркантильного сотрудничества с последним диктатором Европы». Но, пожалуй, ещё более любопытна реакция некоторых государственных СМИ, которые принялись писать о том, что «хищные аппетиты российских олигархов», их стремление скупить всё за бесценок заставляют Белоруссию быть настороже и жёсткое отстаивание президентом Лукашенко белорусского суверенитета – залог того, что Белоруссия не будет поглощена Россией. Приводился по этому поводу и пример отказа А.Г.Лукашенко от введения единой валюты Союзного государства, на чём «настаивала российская сторона» (этот отказ, как оказалось, полностью поддержал и один из участников встречи Г.Иоффе).

А 27 марта в «Советской Белоруссии» (основной правительственной газете) появилась пространная статья Ф.Высоцкого «Поддерживать оппозицию в Белоруссии – контрпродуктивно», в которой идеи Джеймстаунского фонда получили самую высокую оценку. «Если… суммировать ощущения американских исследователей от интерпретации итогов январской встречи в Минске, выбравших честный путь личного участия в анализе происходящих политических процессов в Белоруссии, - пишет господин Высоцкий, - то надо сказать, что в этом смысле инициатива может быть сравнима с первой ласточкой, которая делает весну». И далее: «Настоящие учёные… будут всё чаще приезжать в Минск, другие города, чтобы… прикоснуться к реалиям жизни и делать из этого честные и объективные выводы».

Вопрос о том, имеет ли шанс новая стратегия США на белорусском направлении оказаться более эффективной, чем прежние попытки добиться «смены режима» в Белоруссии прямым давлением и подрывными акциями, пока что остаётся открытым, но существенно уже то, что такой вопрос возник и требует ответа.

Рисунок: ИноСМИ