Великая Отечественная война и оружие пропаганды

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В войне против СССР Германия уделила огромное внимание её идеологическому обоснованию. Для ведения психологических операций практически во всех военных и гражданских структурах Германии были созданы специальные отделы, отвечающие за пропаганду. В вермахте они подчинялись управлению по делам пропаганды, созданному 1 апреля 1939 г. При армейских группах функционировали отделы пропаганды и пропагандистские роты. К моменту нападения на СССР в войсках советско-германского фронта насчитывалось 17 таких рот. В их состав входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по изданию и распространению различной литературы, плакатов, листовок, сотрудники фронтовых газет. Войска СС на Восточном фронте в 1941 г. имели 7 взводов пропаганды. В 1943 году роты пропаганды были выделены в отдельный род войск. Общая численность их в то время составляла 15 тысяч человек, а в штатный состав обычной роты пропаганды входило 115 человек. В зависимости от выполняемых задач ее состав мог увеличиваться или уменьшаться.

Одним из важнейших средств пропаганды стало издание и распространение печатных материалов.

Еще до начала боевых действий против СССР немецкими пропагандистскими службами было заготовлено большое количество плакатов, листовок, обращений, приказов, распоряжений и другой печатной продукции. В целом они носили общий характер и были более или менее приемлемыми лишь на первых этапах войны. Учитывая это, после захвата отдельных территорий военное командование и оккупационные власти приступили к созданию полиграфической базы непосредственно на занятых территориях. Из-за отсутствия типографского оборудования на местах оно было завезено главным образом из Германии или оккупированных стран Европы. В довольно быстрые сроки немцы восстановили во всех крупных городах и во многих районных центрах типографии.

Оперативность и размах этого вида деятельности в полной мере проявились, например, на Украине. Здесь помимо Киева крупные полиграфические предприятия функционировали в Днепропетровске, Житомире, Кировограде, Полтаве, Ровно, в Подолии и на Волыни был Луцк, где работало две крупные типографии, печатавшие материалы для всей оккупированной Украины.

Занятые немецкими войсками советские территории делились на две зоны – «А» и «В». В первой – зоне «А» – прифронтовой зоне оккупации (500-800 км от передовой), административное управление осуществлялось местными военными комендатурами, которые организовывались непосредственно штабами действующих частей.

Местные комендатуры занимались помимо основной работы (борьба с партизанами, создание управленческой инфраструктуры, насущные вопросы подчиненных им районов и т.п.) еще и выпуском периодических изданий. Каждой комендатуре полагалось выпускать на подведомственной ей территории минимум одну собственную газету.

В зоне «В», отдаленных от фронта областях России, власть принадлежала Министерству Розенберга и рейхскомиссарам. В этой зоне, в относительно нормализовавшейся обстановке, немцы передавали периодические издания местным гражданским властям. Штат сотрудников этих изданий состоял, как правило, из представителей местной интеллигенции, недовольных Советской властью. Зачастую в новой прессе служили бывшие сотрудники советских газет и «прикомандированные» эмигранты.

Немецкое участие в таких «освобожденных» газетах заключалось главным образом в технической и материальной помощи, а также контроле над соблюдением требований, предъявляемых к пропагандистским материалам на оккупированных территориях, и цензуры.

В середине 1942 года на оккупированной советской территории немцы печатали 140 газет на девяти языках. Большинство из них выходило тиражами от 5 до 10 тысяч экземпляров. Известно также о газетах, имевших тираж несколько десятков и даже сотен тысяч. Например, «Белорусская газета» (выходила также под названиями «Минская правда» и «Минская газета») имела тираж 50 тысяч, а смоленская газета «Колокол» выходила два раза в месяц на 4 полосах тиражом 150 тысяч экземпляров.

Основные требования немецкой пропаганды на оккупированной территории сводились к следующему:

а) подрыв у граждан страны доверия к руководителям государства и правящей партии;

б) оправдание нападения Германии на СССР, пропагандирование тезиса о том, что немецкие вооруженные силы вступили в пределы страны как «друзья» советского народа и ведут войну «справедливую»;

в) распространение мифа о «национальной революции» в Германии, создавшей «народное государство»;

г) создание у советских граждан убеждения в том, что в СССР нет «подлинного» социализма;

д) утверждение о том, что войну спровоцировали большевики;

е) изображение войны как борьбы против англо-американского империализма и большевизма с целью «уничтожения колониально-капиталистической системы», спутником которой «является большевизм», и утверждение в Европе «нового порядка»;

ж) указание на то, что Германия является врагом большевизма, а не народа;

з) уверения, что вермахт борется с большевизмом не один, а плечом к плечу с «русской освободительной армией».

Следует заметить, что некоторые цели немецкой пропаганды были достигнуты. Позже они были уточнены и расширены западными службами психологической войны, придавшими этой пропаганде второе дыхание уже в годы «холодной войны».

________________

Александр ОКОРОКОВ – доктор исторических наук.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться