header
Великая Отечественная война и оружие пропаганды
"20128"
Размер шрифта:
| 16.02.2011 Мнение эксперта 
495 Оцените публикацию: 1 2 3 4 5
logo

Великая Отечественная война и оружие пропаганды

В войне против СССР Германия уделила огромное внимание её идеологическому обоснованию. Для ведения психологических операций практически во всех военных и гражданских структурах Германии были созданы специальные отделы, отвечающие за пропаганду. В вермахте они подчинялись управлению по делам пропаганды, созданному 1 апреля 1939 г. При армейских группах функционировали отделы пропаганды и пропагандистские роты. К моменту нападения на СССР в войсках советско-германского фронта насчитывалось 17 таких рот. В их состав входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по изданию и распространению различной литературы, плакатов, листовок, сотрудники фронтовых газет. Войска СС на Восточном фронте в 1941 г. имели 7 взводов пропаганды. В 1943 году роты пропаганды были выделены в отдельный род войск. Общая численность их в то время составляла 15 тысяч человек, а в штатный состав обычной роты пропаганды входило 115 человек. В зависимости от выполняемых задач ее состав мог увеличиваться или уменьшаться.

Одним из важнейших средств пропаганды стало издание и распространение печатных материалов.

Еще до начала боевых действий против СССР немецкими пропагандистскими службами было заготовлено большое количество плакатов, листовок, обращений, приказов, распоряжений и другой печатной продукции. В целом они носили общий характер и были более или менее приемлемыми лишь на первых этапах войны. Учитывая это, после захвата отдельных территорий военное командование и оккупационные власти приступили к созданию полиграфической базы непосредственно на занятых территориях. Из-за отсутствия типографского оборудования на местах оно было завезено главным образом из Германии или оккупированных стран Европы. В довольно быстрые сроки немцы восстановили во всех крупных городах и во многих районных центрах типографии.

Оперативность и размах этого вида деятельности в полной мере проявились, например, на Украине. Здесь помимо Киева крупные полиграфические предприятия функционировали в Днепропетровске, Житомире, Кировограде, Полтаве, Ровно, в Подолии и на Волыни был Луцк, где работало две крупные типографии, печатавшие материалы для всей оккупированной Украины.

Занятые немецкими войсками советские территории делились на две зоны – «А» и «В». В первой – зоне «А» – прифронтовой зоне оккупации (500-800 км от передовой), административное управление осуществлялось местными военными комендатурами, которые организовывались непосредственно штабами действующих частей.

Местные комендатуры занимались помимо основной работы (борьба с партизанами, создание управленческой инфраструктуры, насущные вопросы подчиненных им районов и т.п.) еще и выпуском периодических изданий. Каждой комендатуре полагалось выпускать на подведомственной ей территории минимум одну собственную газету.

В зоне «В», отдаленных от фронта областях России, власть принадлежала Министерству Розенберга и рейхскомиссарам. В этой зоне, в относительно нормализовавшейся обстановке, немцы передавали периодические издания местным гражданским властям. Штат сотрудников этих изданий состоял, как правило, из представителей местной интеллигенции, недовольных Советской властью. Зачастую в новой прессе служили бывшие сотрудники советских газет и «прикомандированные» эмигранты.

Немецкое участие в таких «освобожденных» газетах заключалось главным образом в технической и материальной помощи, а также контроле над соблюдением требований, предъявляемых к пропагандистским материалам на оккупированных территориях, и цензуры.

В середине 1942 года на оккупированной советской территории немцы печатали 140 газет на девяти языках. Большинство из них выходило тиражами от 5 до 10 тысяч экземпляров. Известно также о газетах, имевших тираж несколько десятков и даже сотен тысяч. Например, «Белорусская газета» (выходила также под названиями «Минская правда» и «Минская газета») имела тираж 50 тысяч, а смоленская газета «Колокол» выходила два раза в месяц на 4 полосах тиражом 150 тысяч экземпляров.

Основные требования немецкой пропаганды на оккупированной территории сводились к следующему:

а) подрыв у граждан страны доверия к руководителям государства и правящей партии;

б) оправдание нападения Германии на СССР, пропагандирование тезиса о том, что немецкие вооруженные силы вступили в пределы страны как «друзья» советского народа и ведут войну «справедливую»;

в) распространение мифа о «национальной революции» в Германии, создавшей «народное государство»;

г) создание у советских граждан убеждения в том, что в СССР нет «подлинного» социализма;

д) утверждение о том, что войну спровоцировали большевики;

е) изображение войны как борьбы против англо-американского империализма и большевизма с целью «уничтожения колониально-капиталистической системы», спутником которой «является большевизм», и утверждение в Европе «нового порядка»;

ж) указание на то, что Германия является врагом большевизма, а не народа;

з) уверения, что вермахт борется с большевизмом не один, а плечом к плечу с «русской освободительной армией».

Следует заметить, что некоторые цели немецкой пропаганды были достигнуты. Позже они были уточнены и расширены западными службами психологической войны, придавшими этой пропаганде второе дыхание уже в годы «холодной войны».

________________

Александр ОКОРОКОВ – доктор исторических наук.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.