Бунт и пределы его распространения

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Бунт в Ливии заставляет всерьез пересмотреть отношение к событиям на Арабском Востоке. Распространившееся было мнение о том, что во всем виноват Интернет, создавший предпосылки для сетевой самоорганизации общества, несколько поколеблено.

Да, Интернет открывает простор политической мобилизации и формирования массовых движений, но в любом случае он - лишь канал, по которому те или иные социальные группы транслируют свои интересы.  Реальной основой народных выступлений является накопление фундаментальных социально-экономических противоречий, подошедшее к той черте, за которой следует социальный взрыв. Интернет – не больше чем детонатор. И уже не так важно, есть ли готовый план действий у тех, кто пытается манипулировать через Интернет общественными настроениями. Гораздо важнее то, что без наличия социально-экономических предпосылок такие планы сами по себе не срабатывают.

Большой ареал незападного мира подошёл к новому историческому рубежу. Если режимы в Египте и Тунисе оказались относительно податливыми к активности оппозиционных элементов, то взрыв в Ливии прямо указал на то, что корни бунта чрезвычайно глубоки. Отчаянное и бессмысленное сопротивление М.Каддафи открыло глаза на то, что даже с таким жестким политическим режимом и формально имеющимися возможностями подавлять любые движения, ход истории не остановить.

Мир ислама в его противостоянии  глобализму находится в поисках новой самоидентификации.  Ислам как культура не приемлет глобализм в целом, начиная от предлагаемых Западом экономических отношений (современная разновидность эксплуатации народов), кончая духовными эрзацами. Руководители государств Арабского Востока, в той или иной мере воплощавшие собой «диктатуру порядка», оказались не в состоянии стать реальными выразителями чаяний своих народов. Либо эти лидеры послушно двигались в русле политики Запада, как Х.Мубарак, лишая 80 миллионов египтян возможности культурно-исторической самореализации, либо изолировали народ от внешнего мира в клетке семейной диктатуры, как М.Каддафи, отбросивший ливийцев на обочину развития.

 Мир имеет дело с народной революцией в точном понимании этого термина. Те политические силы, которые прячутся  за бунтом или пытаются его возглавить, не были двигателями процесса. Они могли стимулировать недовольство, но не породить его - даже исламистские организации и иранская агентура. Другое дело, что сейчас развернулась невидимая война за лидерство в оформившихся движениях протеста, а сами эти движения  формулируют запрос на чётко оформленную идеологию. Невнятный крик улицы скоро выльется в слова и формулы, понятные каждому гражданину, и с ними во власть придут новые люди.

Арабы показывают миру, что народы не хотят больше диктатур любого толка. Диктатуры продемонстрировали несостоятельность принципа «железной руки», которая творит насилие и приводит к застою.

Что дальше? Прозападные политические силы не имеют в странах, охваченных стихией бунта, серьезных шансов на успех. Очень осмотрительно ведут себя исламские организации, в том числе «Братья-мусульмане», отказавшиеся от фронтальной атаки на власть. В большинстве охваченных волнениями стран сильны светские тенденции, и вожди движения это хорошо сознают.  Они идут по пути разработки таких программ политического действия, которые, с одной стороны, учитывали бы особенности современной арабской идеологии, с другой — переводили бы на язык социально-политической практики традиционные ценности ислама.  В новых структурах власти, вероятно, сложится союз светских и религиозных организаций, в целом же  противостояние арабской «улицы» либерализму и глобализму выдвигает на передний план культурно-религиозную доминанту ислама как альтернативы. В Саудовской Аравии, Иране, даже в «светской» Сирии отлично понимают, что серьезных преград к развитию этой тенденции не существует. США не позаботились в своё время создать идейно-политические конструкции, успешно противодействующие исламу. Мало того что миллиарды долларов на такие расходы бюджетом США не предусмотрены – американцам не даётся концептуальное осмысление происходящего. Либеральная идея не работает, а другой у Запада нет.

Другой возникающий сегодня вопрос — это вопрос о пределах, до которых может распространиться движение освобождения от обветшавших форм управления обществом.  Например, вряд ли кто возьмётся прогнозировать развитие ситуации в Центральной Азии, но можно утверждать, что пример арабов поднимет самосознание и гражданскую активность народов в этой части мира на новую ступень. Готовности к протесту и бунту населению здесь не занимать – тем более если международные исламские организации начнут проводить в Центральной Азии более основательную работу, чем их собратья-радикалы из Хизб-ут-Тахрир.

Особое внимание приковывает Пакистан. По многим признакам он может стать ареной очередного бунта, так как и здесь всё те же особенности и плоды официальной политики — проамериканская ориентация, нищета широких слоев населения, межэтническая напряженность — образуют «гексогеновую смесь» подспудно зреющего конфликта.  Пакистан может стать местом самого опасного взрыва в череде народных бунтов, охватывающих ограбленные Западом «развивающиеся» страны.